Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» скорее мертв

«Северный поток-2» скорее мертв

Германия оказалась бессильна ускорить сертификацию газопровода

Воодушевленная решением немецкого регулятора по «Северному потоку-2» Польша призывает Германию и вовсе прекратить процедуру сертификации. Любопытно, что из той же Польши звучат и предложения о том, как все-таки добиться запуска газопровода.

Сотрудник Центра восточных исследований в Варшаве Шимон Кардась обратил внимание, что обновленная Газовая директива Евросоюза распространяется только на территориальные воды страны-члена ЕС, где заканчивается газопровод. Добиться сертификации можно, по его словам, разделив газопровод на две части. При этом большая часть «Северного потока-2» окажется выведена из-под действия европейского законодательства.

«Отпадет необходимость учета норм, которые требуют, например, предоставить доступ третьим сторонам», — пояснил он изданию Defence 24.

Ранее депутат бундестага от партии «Левые» Клаус Эрнст выразил возмущение затягиванием процедуры сертификации крайне нужного газопровода, что привело к очередному витку роста цен. Вместе с тем, процедурная формальность, на которую указал немецкий регулятор, видимо, необходима, чтобы лишить противников газопровода аргументов о его несоответствии Третьему пакету и запустить проект на полную мощность.

— Само распространение европейского регулирования на морской газопровод из третьей страны было абсурдно и политически мотивировано, поэтому и решение этой коллизии может быть таким же пародийным, — считает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

— Этот вариант — юридического разделения трубы — рассматривался изначально. Просто сейчас в рамках процесса сертификации юристы оператора и регулятора, видимо, пришли к пониманию, как это должно выглядеть процедурно.

«СП»: — Решение немецкого регулятора, который, видимо, попытался подсказать Москве оптимальное решение, может в реальности оказаться выгодно «Газпрому»?

— Это не подсказка, а плод совместной работы над решением искусственной проблемы от «доброжелателей» проекта.

«СП»: — В США в скором времени примут военный бюджет, который предусматривает еще более жесткие санкции против российского газопровода. Есть вероятность, что в результате проект остановят?

— Не думаю, что санкции могут остановить проект. Только усилят напряженность в отношениях с Европой. И покажут, что США вполне устраивает энергетический кризис в Европе с аномальными ценами.

Декан факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Елена Телегина считает, что для «Газпрома» сейчас выгодно сделать все, чтобы как можно скорее сертифицировать «Северный поток -2».

— Наверное, по каким-то причинам были выбраны юридические моменты регистрации в Швейцарии, но, мне кажется, чтобы как можно скорее был зарегистрирован, «Северный поток — 2» придется регистрировать в Германии. Обычно это связано с налоговыми целями, потому что разные налоговые системы в странах позволяют компаниям выбирать более комфортные условия.

«СП»: — Для «Газпрома» будет выгоднее в Германии?

— Не думаю. Немецкая система налогообложения достаточно жесткая. А заполняемость газопровода — это вопрос рынка, а не регистрации штаб-квартиры. Если будет спрос — будет заполняться.

«СП»: — Но сейчас проблема именно с заполняемостью участка в территориальных водах Германии?

— Думаю, все будет корректироваться, когда официальный запуск пройдет. Тогда будут смотреть цены, объем, кто участвует в этой трубе. Все будет решаться постепенно.

По сути, немцы предлагают оператору «сменить прописку», заметил заместитель генерального директора Института Национальной энергетики Александр Фролов.

— С «Северным потоком — 2» сейчас связан вопрос о возможности загрузки последних 20 км этого газопровода. Мало того, что проводится сертификация газопровода как такового, так еще и решается вопрос о статусе его финального отрезка, проходящего по территориальным водам Германии, и, соответственно, возможности 100-процентной загрузки этого участка. То есть 1200 км можно загружать на 100%, но последние 20 — только на 50. Это в случае, если сертификация пойдет по неблагоприятному пути.

Чтобы упростить прохождение по благоприятному сценарию, чтобы признать возможность 100-процентной загрузки последнего участка газопровода, необходимо, чтобы была независимая компания-оператор этого последнего «хвостика», каковой может стать дочернее предприятие Nord Stream 2 AG, прописанное в Германии. Такова суровая действительность. Когда у нас ругают бюрократов, посмотрите, что творится в Европе.

Насколько успешна будет попытка решить вопрос, сказать сложно, но, судя по всему, эта мера необходима, чтобы сделать возможным благоприятное разрешение процесса сертификации.

«СП»: — Столько времени потратили. Почему же изначально регулятор не сказал о возможных проблемах?

— Nord Stream 2 AG подавало документы на определение ее независимым оператором газопровода. Насколько понимаю, просьба была отклонена. Видимо, это следующий шаг, который требуется сделать. Это некая бюрократическая игра в классики, по которой надо пропрыгать и не споткнуться.

«СП»: — Новые санкции США, плюс участие в сертификации Польши и Украины, а также давление «зеленых» не приведут к остановке проекта?

— То, что принимают США — флаг им в руки. Как показал опыт 2021 года, не могут они ничего сделать, даже ужесточив правила введения санкций против газопроводов, идущих из России до побережья Германии и Турции, как прописано в этих «чудесных» законах. Акт о защите энергетической безопасности Европы, входящий в оборонный бюджет США, оказался несколько бессилен, что фактически признал Джо Байден летом этого года, сказав, что они отказываются от ужесточения санкций, потому что, по крайней мере, на том этапе, это привело бы к обострению торгового противостояния между Европой и США. Зачем это Соединенным Штатам, учитывая, что ни пытаются добиться прямо противоположного эффекта? То есть расширения своего влияния на Европу, ограничения влияния Китая, в первую очередь, и, во вторую, Российской Федерации. В этой истории «Северный поток — 2» является лишь эпизодом.

«СП»: — Политическая обстановка напряженная. Когда при нынешнем раскладе реально запустить газопровод и есть ли шансы ускорить процедуру?

— Либо конец этого года, либо первый квартал следующего. Технически газопровод готов. При необходимости экстренные поставки можно начинать.

Вспомните, как сертифицировали оператора ГТС Украины. Такой «масляный след» был за документами, который пролетели по всем инстанциям — максимально быстро. Когда надо, бюрократический механизм смазывают, чтобы работал эффективнее. При необходимости все можно сделать довольно оперативно.

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 18.11.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики