Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Уголь преткновения. Почему страны Запада не могут быстро отказаться от ископаемого топлива

Уголь преткновения. Почему страны Запада не могут быстро отказаться от ископаемого топлива

В шотландском Глазго недавно завершилась конференция по климату. Саммит продолжался две недели, еще сутки участникам понадобились для согласования итогового документа – Климатического пакта Глазго. Наибольшие разногласия вызвала формулировка относительно отказа от использования угольной энергетики.

В первоначальном проекте содержался призыв «ускорить постепенный отказ от угля и субсидий на ископаемое топливо». Однако в следующих вариантах декларации говорится, что страны должны выступать за «постепенное сокращение темпов использования энергетики на основе неослабленного угля и неэффективного субсидирования ископаемых видов топлива». В итоговый документ также было по просьбе Индии (второго в мире импортера угля) добавлено уточнение – не любого угля, а только такого, который не предусматривает нивелирования вредных выбросов через технологии улавливания углекислого газа.

Кроме того, первоначальные черновики соглашения предлагали призвать к постепенному отказу от субсидий для производства и потребления ископаемого топлива. Итоговая же версия ограничилась призывом к сокращению «неэффективных» топливных субсидий. По оценкам Международного валютного фонда, субсидии для углеводородного сырья по всему миру составили $5,9 трлн в 2020 году. А если бы в 2025-м удалось перевести мир на рыночное ценообразование топлива – без субсидий, то глобальные выбросы парниковых газов сократились бы на 36%, что помогло бы удержать рост общемировых температур в пределах 1,5 градуса Цельсия, утверждает МВФ.

В начале ноября около 50 стран подписали заявление, в котором обозначили намерение полностью отказаться от угольной энергетики к 2030 году (для развитых стран) или 2040-му (для развивающихся). Если же обозначенные сроки будут сорваны, то подписанты обязуются справиться с такой задачей «как можно быстрее». При этом среди государств, представители которых поставили свои подписи под заявлением, были и те, которые входят в двадцатку стран – лидеров по объемам угольной генерации, в том числе Южная Корея, Польша и Украина. Документ не подписали США, Россия, Китай, Индия и Австралия. В то же время группа из 25 стран, включая США, Италию, Канаду, Данию, Швейцарию, присоединилась к разработанному Великобританией совместному заявлению: они обязуются прекратить поддержку выработки энергии на ископаемом топливе и перенаправить эти ресурсы на развитие солнечной, ветряной и геотермальной энергетики.

Характерно, что смягчение формулировок касательно использования угля в энергетике возмутило западных климатических активистов. «Подобные определения полностью подрывают цель. Это настолько крупные лазейки, что сквозь них мог бы проехать грузовик», – сказал Алекс Рафалович, глава группы защитников окружающей среды «Инициатива по договору о нераспространении ископаемого топлива». В свою очередь шведская активистка Грета Тунберг заявила, что, пока главной целью будет поиск оправданий и лазеек вместо принятия реальных мер, эта встреча не принесет больших результатов. А генсек ООН Антониу Гутерриш назвал утвержденные документы компромиссными. «Они принимают важные шаги, но, к сожалению, коллективной политической воли было недостаточно, чтобы преодолеть некоторые глубокие противоречия», – говорится в заявлении главы этой организации.

Эксперты отмечают, что «зеленая» повестка, которую в основном продвигает Европа, далеко не всегда соответствует экономическим реалиям, при которых возобновляемые источники не могут обеспечить достаточную генерацию энергии. По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, в стратегическом плане будущее угля как источника энергии очень ограничено и постепенно все страны будут снижать его потребление. Однако быстрый переход к возобновляемой энергетике может вызвать проблемы для энергосистемы страны, как это произошло в ФРГ. «Немецкий пример показывает, что если вы создаете перегибы, например, ускоренный энергопереход, и с удовольствием взрываете старые угольные электростанции, говоря, что это все в прошлом и у нас теперь будет только возобновляемая энергетика – ветряки и солнечные панели, – то вы создаете риски для нормальной работы энергосистемы. Если вдруг будет меньше светить солнце или дуть недостаточно сильный ветер, то у вас нечем будет подстраховаться, нет резерва в виде традиционной угольной энергетики, поэтому очень осторожно надо относиться к закрытию этих активов», – считает эксперт. «Несостоятельность нынешней повестки перехода на «зеленую» энергетику заключается в том, что этот переход предлагается сделать очень быстро, без просчета последствий», – добавил Юшков.

Более общим проблемам климатического саммита посвящает свой комментарий Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике». «В результате компромисс, который достигнут – прежде всего по требованию Индии, но не только, конечно, – связан с тем, что многие экономики не в состоянии и не хотят резко отказываться от угля. Поэтому то, что достигнуто, очень разочаровало наиболее последовательных экологистов. Но, думаю, ничего другого и невозможно было, поскольку вообще такого рода формы требуют консенсуса, а консенсус при почти диаметральных позициях достигается с большим трудом», – полагает эксперт.

По словам Лукьянова, эта конференция продемонстрировала в очередной раз, что кроме символического значения прикладной смысл такого рода подхода невелик. Каждое государство все равно будет решать так, как ему удобнее и выгоднее. «Был путь с начала 1990-х годов, когда на подъеме и экономической, и политической глобализации возобладала точка зрения, что глобальные проблемы могут иметь только глобальные решения, то есть все собираются, о чем-то договариваются. Такова философия Киотского протокола, который был в 1990-е годы, принципиально это не изменилось и в Парижском соглашении. То есть это именно рамочный подход – все должны о чем-то договориться и этому следовать. Жизнь показала, что он не работает, то есть это было в идеале замечательно, но это не работает. Работает только то, что учитывает эгоистические интересы государств, поэтому, собственно, мы возвращаемся к классическим международным отношениям», – резюмирует аналитик.

Автор: Александр Казаргин

Источник: Санкт-Петербургские ведомости, 19.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики