Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейские морозы убыстрят сертификацию «Северного потока – 2»

Европейские морозы убыстрят сертификацию «Северного потока – 2»

Приостановка сертификации «Северного потока – 2» в ФРГ могла быть согласована с Nord Stream 2 AG, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Существуют хорошие шансы на то, что процесс будет реализован в сжатые сроки, и даже на запуск газопровода зимой 2021–2022 годов. 

 

Сертификация «Северного потока – 2» в ФРГ остановлена

Информационное агентство Reuters проанализировало решения Федеральных сетей ФРГ (Bundesnetzagentur) по приостановке сертификации «Северного потока – 2» и требований, которые ведомство предъявило к компании-оператору Nord Stream 2 AG.

Анализ Reuters основан на информации, предоставленной юридической фирмой Rosin Buedenbender из германского Эссена, которая занимается энергетическими вопросами и отслеживает судебную практику по таким проблемам в Германии.

Bundesnetzagentur потребовал от Nord Stream 2 AG наделить «дочку» компании активами и персоналом, которые относятся к германской части «Северного потока – 2». Юридическая трансформация должна занять не менее нескольких недель.

Пока Nord Stream 2 AG не произведет данные манипуляции, не будет идти срок, который отведен на сертификацию «Северного потока – 2». Bundesnetzagentur и Еврокомиссия имеют право затянуть процесс еще на шесть месяцев и пять дней. 

 

Bundesnetzagentur может оштрафовать Nord Stream 2 AG, если компания станет управлять «Северным потоком – 2» без сертификации.

Reuters имеет в виду вариант с запуском газопровода без прохождения сертификационной процедуры. Сертификация является документом соответствия газопровода законодательствам ЕС и ФРГ, а не разрешением на запуск газотранспортной сети.

Регулятор не сможет арестовать активы Nord Stream 2 AG (германский участок «Северного потока – 2»), законодательство разрешает это только в ограниченном числе случаев, например, при изъятии активов в счет компенсации по решению суда.

Nord Stream 2 AG имеет право оспорить любые действия регулятора, включая остановку процедуры сертификации, но компания на такое пойдет. Здесь вряд ли можно чего-то добиться, а суд с Bundesnetzagentur станет еще одной затяжкой запуска проекта. 

 

Bundesnetzagentur осуществляет деятельность в отношении «Северного потока – 2» на основе закона об энергетике ФРГ (EnWG или Energiewirtschaftsgesetz) и может налагать штрафы для обеспечения его соблюдения. Закон носит административный, а не уголовный характер и должен применяться в полном соответствии с законодательством ЕС.

EnWG требует анбандлинга энергетических компаний, работающих на рынке ЕС. Одна и та же структура не может быть поставщиком и транспортером энергии, данное положение определяется Третьим энергопакетом и газовой директивой ЕС.

Законодательство ФРГ предписывает, что газотранспортные компании должны быть независимыми с точки зрения персонала от производителей ресурсов. Компания-оператор должна быть автономна от акционеров и работать как независимая структура.

«Газпром» и Nord Stream 2 AG могут воспользоваться этим положением. Если Bundesnetzagentur признает соответствие новой «дочки» EnWG, это откроет дорогу к получению статуса независимого оператора и снятию ограничений Третьего энергопакета с «Северного потока – 2». Именно это является главной целью российской стороны, а не запуск проекта в 2021 году. 

 

Приостановка сертификации могла быть согласована

«Сложно говорить о том, сколько времени займут юридические процедуры по регистрации дочки в Германии. Это может случиться быстро, если до решения регулятора по остановке процедуры была проведена подготовительная работа», – констатирует Гривач.

Есть мнение, что решение Bundesnetzagentur не стало сюрпризом для Nord Stream 2 AG, чем и вызвано отсутствие жесткой реакции со стороны зарегистрированной в Швейцарии структуры и ее главного бенефициара – российского гиганта «Газпром».

«Насколько я понимаю, речь идет о согласованной схеме, выработанной в диалоге компании-оператора и регулятора. Это позволит провести сертификацию проекта в соответствии с законодательством ФРГ и в короткие сроки», – заключает Гривач.

Обычно разговор идет о запуске «Северного потока – 2» в мае 2021 года, но в таком вопросе есть еще и Еврокомиссия, которая должна оценить решение Bundesnetzagentur. Права вето у Брюсселя нет, но он может оспорить решение ФРГ в Европейском суде.

Старт «Северного потока – 2» в зиму 2021–2022 годов маловероятен, но сильные морозы могут внести коррективы в процесс.

«Больше всего "Северный поток – 2" сегодня ждут европейские потребители, а их ожидания должны соответствовать действиям политиков и чиновников в Брюсселе. Если возникнет угроза дефицита природного газа на европейском рынке, то вопрос будет решен. Возможно, временно или с оговорками вроде отложенных условий», – резюмирует Гривач

 

Пока об этом говорить сложно: погода в странах ЕС не очень холодная и не наблюдается резкого роста потребления энергоресурсов.

«Технически газопровод завершен, а его казуистические проблемы искусственно созданы европейцами при помощи разных доброжелателей. Они реализованы за счет потребителей в ФРГ и других странах Евросоюза», – констатирует Гривач.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 21.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики