Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия не может торпедировать Nabucco («Zhamanak», Армения)

Россия не может торпедировать Nabucco («Zhamanak», Армения)

Собеседник «Жаманака» - генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов

- Комиссар ЕС  по энергетическим вопросам Гюнтер Отингер на днях дал высокую оценку «газовому» договору, который был  подписан между Турцией и Азербайджаном. Европейский чиновник отметил, что подписанное соглашение имеет важное значение не только для этих государств, но и для европейских стран. Комиссар сказал, что это соглашение может стать фундаментом для Nabucco. Может ли подписанный между Турцией и Азербайджаном договор содействовать осуществлению Nabucco?


- Причины такой оценки этого договора очевидны. Не секрет, что азербайджанский газ является единственным источником  газа для Nabucco. Поэтому Евросоюз любезничает с Азербайджаном, так как Иран – это политическая проблема, также как Ирак и Туркменистан. Получается, что единственный источник снабжения Nabucco газом – это Азербайджан, а Азербайджан готов продавать газ Европе. Поэтому любой способ, который хоть как-то влияет на прогресс в реализации Nabucco, открывает перспективы для получения азербайджанского газа без вмешательства России, становится предметом восхваления ЕС, который «делает из мухи слона» и называет эти шансы «суперрешающими, прорывными и ключевыми».

Одним словом, нельзя это соглашение считать ключевым, так как этим документом всего лишь урегулируются несогласования, которые существовали  между Турцией и Азербайджаном. Причем, эти несогласования, которые касаются  вопросов – кто должен   осуществлять транзит, за какую цену и т.д.,  пока что сохраняются. То есть, договорятся ли с Турцией и Азербайджаном, или нет, все равно, газа будет недостаточно. Естественно и то, что страсти накаляются также вокруг существующих ресурсов газа, и все, что касается прогресса в этой области, становится объектом восхваления европейских чиновников. Да, соглашение подписали, много было страстей вокруг этого соглашения, но фактом является и то, что детали этого соглашения – например, цена на газ, - неизвестны, и можно предположить, что проблемы пока что существуют. Известно, что Азербайджан хотел бы не только продавать газ, но и участвовать в процессе транзита, так как таким  способом он увеличил бы свое влияние.

Претендентов  на азербайджанский газ много, многие нуждаются в нем, но получается так, что число претендентов больше, чем существующий здесь объем газа.

- Несколько дней назад поступила информация о том, что строительство Nabucco откладывается на год. Эксперты одной из главных причин называют отсутствие согласия с Азербайджаном, Туркменистаном и Ираком. Много говорят также о том, что Россия торпедирует проект Nabucco. Могут ли эти стремления России помешать осуществлению проекта, существует ли реальная угроза?

- В первую очередь, Россия не может торпедировать Nabucco, так как трубопровод не будет проходить по ее территории, кроме того, она не может политически повлиять на те страны, по территориям которых будет проходить Nabucco. То, что может сделать Россия - это купить  азербайджанский газ, и когда Дмитрий Медведев был в Баку, он подписал договор о покупке 2 миллиардов кубометров природного газа. Т.е., если Россия купит весь газ Шах-Дениза, Nabucco не достанется ничего. Иными словами, проблема Nabucco не в России, проблема Nabucco в том, что этот проект пока что не имеет достаточных объемов газа. Имеются многие претенденты даже на тот объем азербайджанского газа, который Россия теоретически может приобрести. Почему было отложено строительство Nabucco? Потому что, проект не имеет необходимого «ресурсного фундамента», поэтому возникают все проблемы: не имеешь «ресурсного фундамента», не имеешь и клиентов. То есть, окончательные решения вокруг проекта не принимаются, проект должен был получить конкретные финансовые гарантии, но они не поступили. Иными словами, Nabucco сегодня не имеет денег, а почему не имеет? Потому что нет газа, а если нет газа, нет и клиентов, нет клиентов, нет и инвесторов.

- Недавно президент Азербайджана Ильхам Алиев участвовал в открытии нового здания Государственной нефтяной компании Азербайджана и во время выступления там заверял, что Азербайджан занимает уникальное место на энергетической карте  мира, что  возможности Азербайджана вырастают, а нефтяные ресурсы стабильны, вырастает экспорт газа. Насколько реальны эти заявления президента Азербайджана?

- Нет сомнений в том, что президент Азербайджана говорит правду. По данным международных организаций, экспорт газа действительно увеличивается, это не секрет, и вообще, в последние годы Азербайджан находится в числе лидеров по промышленному экспорту нефти. Например, по данным прошлого года, промышленная добыча нефти выросла на 13,5 процента в годовом разрезе, что касается газа, то в этой сфере рост добычи составил 15 процентов. В этом аспекте он не врет, действительно говорит правду. Другой вопрос, что Азербайджан не имеет серьезных ресурсов, и если продолжит экспорт такими темпами, то будущее видится неопределенным. По моим оценкам, Азербайджан имеет ресурсы на 20 или не намного больше лет, после чего будет спад промышленной добычи нефти и газа. Поэтому, думаю, что Азербайджан должен урегулировать нагорно-карабахский конфликт в последующие 20 лет, он не может бесконечно откладывать срок решения конфликта, так как сознает, что ресурсы у него будут, пока растет промышленная добыча энергоресурсов, деньги будут еще на 20 лет, а что будет потом? Ясно, что будет хуже, будет спад промышленной добычи энергоресурсов.

- Президент Азербайджана во время того же мероприятия сказал, что энергетическая политика Азербайджана преследует одну цель – защитить интересы Азербайджана, используя и политические, и экономические факторы. Насколько может повлиять экономический фактор Азербайджана на повышение политического веса страны?

- Дело в том, что Азербайджан в этой игре не хочет заполучить только деньги. Думаю, Азербайджан понимает, в насколько уникальном положении он находится, так как все серьезные политические игры ведутся вокруг него, все любезничают с ним, приглашают, дают обещания верности… Россия тоже стремится стать хозяином азербайджанского газа. Для Азербайджана создался суперудобный момент, теперь он может использовать его многими способами, может пользоваться шансом, например, попросить клиентов своего газа содействовать в решении каких-то политических вопросов. Ясно, что можно попросить от России – попытаться урегулировать карабахский конфликт. Думаю, что рано или поздно Азербайджан, несомненно, потребует этого.

- Специальный представитель США по энергетическим вопросам в Евразии Ричард Морнингстар недавно заявил, что Ирак может раньше Туркменистана стать участником международного газового проекта Nabucco. Вообще, как можно ускорить реализацию этого проекта?

- Проблемы Туркменистана ясны: неопределенность статуса Каспийского моря мешает Туркменистану построить газопровод, а проблема газопровода означает проблемы в вопросе снабжении газом. Все ясно также на счет снабжения газа с территории Ирака. Для того, чтобы дойти до территории Туркменистана, нужно пройти по территории Курдистана. Приплюсуем к этому то, что в Ираке пока что не осуществляется промышленная добыча газа, то есть, демократия как будто победила, но никто не получил лицензии на промышленную добычу газа. Кроме того, Ирак, в свою очередь, нуждается в газе. Известный сторонник Nabucco Морнингстар явно спешит – бежит впереди поезда.

Автор: Эмма Гариелян

Перевод: Гамлет Матевосян

Опубликовано 30.10.2010

Источник: ИноСМИ, 01.11.2010 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики