Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Фантомные заслуги: как в Киеве заявляют о своей роли в приостановке сертификации «Северного потока — 2»

Фантомные заслуги: как в Киеве заявляют о своей роли в приостановке сертификации «Северного потока — 2»

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил о частичной заслуге Киева в приостановке сертификации «Северного потока — 2». По его словам, благодаря этому украинские власти выиграли для себя больше времени и хорошую позицию для переговоров с Россией о транзите. Он также выразил мнение, что нынешний миграционный кризис на белорусско-польской границе — якобы инструмент давления Москвы на Евросоюз с целью продвижения «Северного потока — 2». Между тем эксперты считают, что украинский министр делает поспешные выводы, так как ЕС и Германия, принимая решение по трубопроводу, в первую очередь будут руководствоваться своими интересами.

В Киеве считают, что приостановка процесса сертификации «Северного потока — 2» отчасти является заслугой Украины. Об этом заявил министр иностранных дел страны Дмитрий Кулеба в эфире телеканала «Украина 24». По его словам, газопровод уже давно был бы запущен, если бы не усилия украинской стороны.

«То, что он («Северный поток — 2». — RT) до сих пор не работает, то, что мы до сих пор боремся с ним, — это тоже результат, которым мы должны быть довольны и гордиться. Мы вместе с партнёрами существенно затормозили реализацию этого проекта и выиграли очень много времени и хорошие условия в переговорах с Россией», — сказал Кулеба.

О том, что Киев ведёт переговоры о продлении действующего до 2024 года контракта на транзит российского газа с европейскими партнёрами, заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. По его словам, идеальным вариантом для Киева стало бы продление контракта с Россией на транзит газа на 15 лет.

Дмитрий Кулеба также подчеркнул, что Украина при поддержке Еврокомиссии и ряда стран Евросоюза будет и дальше продвигать позицию о том, что никаких исключений из европейского законодательства для газопровода быть не должно, иначе Москва якобы станет использовать его как энергетическое оружие.

«Мы настаиваем, и мы в этом не одиноки… Мы говорим, что «Северный поток — 2» должен соответствовать не только букве Третьего энергетического пакета, но и его духу. Только в этом случае «Северный поток» не превратится в северное оружие», — заявил он.

При этом глава украинского МИД выразил убеждённость в том, что нынешние события на белорусско-польской границе, а также сообщения о якобы подготовке Москвой «вторжения» на Украину являются инструментами Кремля по продавливанию «Северного потока — 2».

«Мы должны понять, что это давление, которое сейчас осуществляет Россия на нескольких, так скажем, фронтах гибридной войны. Одной из задач является как раз сертификация «Северного потока — 2»… Тут есть и кризис с гражданами, которых привезли на границу с Европейским союзом, и военная эскалация вдоль украинских границ и на наших оккупированных территориях», — сказал Кулеба.

По техническим причинам

Между тем в Германии не увязывают приостановку сертификации «Северного потока — 2» с политикой. Причиной послужила необходимость создать дочернюю компанию Nord Stream 2 AG для немецкой части газопровода, чтобы соответствовать требованиям национального закона об энергетике (EnWG).

«Процедура сертификации остаётся приостановленной до тех пор, пока не будет завершена передача основных активов и человеческих ресурсов дочерней компании и Федеральное сетевое агентство не сможет проверить новые представленные документы дочерней компании как нового заявителя», — сообщили в Федеральном сетевом агентстве Германии (BNA), которое является регулятором.

Как подчеркнула представитель Министерства энергетики ФРГ Сузанне Унград, нынешняя приостановка является регуляторным вопросом и не влияет на вынесенное ранее решение ведомства о безопасности «Северного потока — 2».

«Речь идёт о… вопросе прав хозяйствующих субъектов, который в рамках процесса сертификации находится в ведении Федерального сетевого агентства… Этот вопрос организационной формы (будущего оператора немецкого участка газопровода. — RT) не затрагивает заключения Министерства экономики и энергетики по вопросу анализа безопасности энергоснабжения (со стороны «Северного потока — 2». — RT)», — сказала Унград в комментарии РИА Новости.

При этом в Германии не считают значимым участие Украины в сертификации. Так, депутат бундестага, экс-глава комитета по экономике и энергетике Клаус Эрнст заявлял РБК, что украинская сторона вообще не должна иметь отношения к процессу. По его мнению, задача Украины — оплачивать счета за газ.

Примечательно, что Минэнерго ФРГ при вынесении своего решения по газопроводу не проводило консультаций с украинской стороной. В Киеве сочли этот шаг пренебрежением по отношению к стране, назвав «Северный поток — 2» «ножом в спине Украины», а также пригрозив Берлину утратой доверия.

Реакция Москвы

В России также склонны не усматривать в нынешней заминке политической подоплёки. Как отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, процесс остаётся «достаточно сложным», но компания-оператор выполняет все необходимые требования немецкого регулятора.

«В данном случае действительно существуют определённые протоколы, нормы европейского законодательства на этот счёт. И компания-оператор готова выполнить все требования действующего законодательства с тем, чтобы как можно скорее запустить этот важный для всех проект», — добавил Песков.

В свою очередь, официальный представитель российского МИД Мария Захарова подчеркнула, что в Москве рассчитывают на сохранение сроков сертификации «Северного потока — 2».

«Мы рассчитываем, что по её (процедуры. — RT) завершении оформление разрешительной документации «Северного потока — 2» будет продолжено и сроки завершения сертификации газопровода не изменятся», — сказала Захарова.

Безосновательные претензии

Опрошенные RT эксперты считают, что претензии Украины на какую-либо решающую роль в сертификации «Северного потока — 2» безосновательны, так как Киев имеет к нему опосредованное отношение.

 

«У Киева здесь нет права решающего голоса, поскольку проект экономически и косвенно политически связывает только страны Европейского союза (прежде всего Германию) и Россию. Конечно, газовая проблематика в Европе так или иначе затрагивает Украину в силу географии советских газопроводов, но её голос в нынешнем процессе максимум может рассматриваться как совещательный», — пояснил аналитик в беседе с RT.

 

Таким образом, добавил он, мнение Киева, возможно, и выслушают в том же немецком регуляторе или в Еврокомиссии, но принимать решение будут исходя из европейских интересов.

С ним согласен и эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Он пояснил, что сейчас Украина пытается зацепиться за любой информационный повод по газопроводу, чтобы создать видимость своей причастности к решениям, принимаемым её партнёрами.

 

«Поэтому нынешнее приписывание заслуг совсем не удивительно. Другое дело, что европейские элиты сейчас на это мало обращают внимание, так как заняты борьбой между собой. В частности, Германия сейчас пытается не допустить пробуксовки или срыва сертификации «Северного потока — 2», так как крайне заинтересована в нём», — отметил эксперт в комментарии RT.

 

Он также выразил убеждённость в том, что сценарий с непрохождением сертификации «Северным потоком — 2» маловероятен.

«Этот газопровод нужен слишком большому количеству игроков, чтобы не быть запущенным. В противном случае цены на газ продолжат бить все рекорды и энергетический кризис будет только усугубляться», — добавил Митрахович.

Эту точку зрения разделяет и Николай Межевич, напоминая, что в «Северный поток — 2» финансово вложилась не только Россия, но и европейский бизнес.

«Поэтому да, могут быть какие-то условия, декларации, однако газопровод введут в эксплуатацию, потому что Европе эту зиму без «Северного потока — 2» не продержаться, а если и продержаться, то с гигантским трудом и большими социальными проблемами. А в ЕС их и так хватает, поэтому запуск трубопровода будет меньшим из зол для союза», — подытожил аналитик.

Авторы: Полина Духанова, Алёна Медведева

Источник: RT, 22.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики