Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «После 2024 года никакого транзита через Украину не будет»

«После 2024 года никакого транзита через Украину не будет»

Почему невозможен новый газовый контракт между Москвой и Киевом

В Киеве заговорили о продлении газового контракта с Москвой еще на 15 лет с увеличением объемов прокачки. Но из-за аварийного состояния украинской ГТС ни «Газпром», ни европейские потребители не заинтересованы в этом транзите. Модернизация же ресурсной транспортной системы обойдется стране в сумму не меньше $5 млрд. В этих условиях после 2024 года транзит газа из России может полностью прекратиться. 

Потянет ли труба

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил о необходимости продлить действующий транзитный контракт с «Газпромом». В идеале, как сказал политик, Киеву нужно настаивать на 15-летней пролонгации — вплоть до 2039 года, увеличив при этом суточную пропускную способность ГТС на 55 млн кубометров сверх 110 млн куб. м, прописанных в текущем соглашении. Шмыгаль отметил, что газовый излишек Украина готова поставлять в Европу по цене вдвое ниже, чем в существующем контракте.

С учетом нынешнего аварийного состояния украинской ГТС дополнительные 55 млн куб. м прокачки могут стать проблемой для Киева. Однако с каждым годом экономические и технологические риски для «Газпрома» и европейских потребителей будут становиться все больше, сошлись во мнении опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.

По словам эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, в самое ближайшее время ожидать катастрофы на украинской ГТС не стоит. Но в течение ближайших 5-10 лет ее состояние может достичь критического.

«Риски газовых взрывов на Украине будут расти с каждым днем. Со временем газотранспортная система, по сути, превратится в решето.

В последние десятилетия Киев не вкладывал денег в глубокую модернизацию. Капитально никто на Украине заниматься этим не хочет. Тем более, что уже сейчас многие политики прекрасно понимают, что после 2024 года никакого транзита через Украину не будет», — сказал Юшков.

Эксперт добавил, что в 2020 году местная ГТС пропустила около 65 млрд кубометров газа. Предложение же Шмыгаля подразумевает увеличение транзита, которое по факту не нужно ни ЕС, ни России, поскольку уже сейчас есть эффективные обходные маршруты, включая газопроводы «Ямал-Европа», «Турецкий поток» и «Северный поток».

Противоположное мнение высказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По словам эксперта, заявления киевских властей о наращивании газовых поставок можно расценивать как фантазию, не имеющую никакого отношения к действительности. Причина — ГТС Украины не потянет увеличение транзита без проведения глубокой модернизации всей системы.

Сколько будет стоить модернизация

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты разошлись в оценках возможной стоимости модернизации всей украинской газотранспортной системы. Дело в том, что отследить все трещины и дефекты на столь протяженной сети практически невозможно. По оценкам, полный ремонт труб будет стоить бюджету Украины не меньше $2 млрд, а с учетом непрозрачного расходования транзитных доходов траты вполне могут достичь $5 млрд и даже более.

«Инвентаризацию ГТС на Украине давно никто не проводил. Ремонт всей системы будет стоить Киеву не меньше $5 млрд. Ежегодно «Нафтогаз» получает $1-2 млрд за транзит российского газа, но компания сейчас сама погрязла в долгах и не может предоставить средства для ремонта труб. Транши МВФ также нельзя использовать, в итоге свободных денег взять просто неоткуда», — отметил Пикин.

Он добавил, что затраты Украины на модернизацию ГТС могут быть увеличены с учетом уменьшения транзитного потока. В таком случае необходимо будет демонтировать часть труб, что обойдется бюджету в дополнительные миллионы долларов.

В свою очередь, Кондратьев оценил минимальные затраты на ремонт ГТС в $3 млрд. При этом экономические потери Киева неизбежно увеличатся за счет приостановки работы трубопровода на несколько лет.

«На столь большие инвестиции «Нафтогаз» может пойти только при получении гарантий долгосрочного транзита от «Газпрома». Таких гарантий нет, в итоге получается замкнутый круг. Поэтому я бы не стал исключать возможности полного обнуления транзитного потока после 2024 года из-за все большего ветшания ГТС Украины», — резюмировал эксперт.

Судебная угроза для Киева

Обещания Киева западным партнерам вдвое снизить цены газовых поставок в случае получения транзитных излишек, сам того не желая, подводит страну под судебное разбирательство, отметил Кондратьев.

«Даже 50% скидки Зеленского европейцам за газовый транзит не спасут Украину. Это предложение было адресовано скорее «Газпрому», чтобы задобрить российского монополиста. Однако оно может привести к еще большим последствиям для Киева.

Если Украина с такой легкостью отказывается от собственных же «рыночных» ставок, то «Газпром» вполне может обратиться в Стокгольмский суд по поводу обоснованности завышенных транзитных цен», — объяснил аналитик.

Кондратьев также добавил, что в этом случае европейский арбитраж может пересмотреть уже осуществленные платежи «Газпрома» за предыдущие годы. В итоге Киев рискует потерять еще сотни миллионов долларов.

«Газпром» не указывает точную ставку за транзит, но она составляет примерно $2,6-2,7 за транспортировку тысячи кубометров на 100 км. В 2020 же году средний тариф за весь украинский участок составил $32,3 за тысячу кубометров. Это очень завышенная планка. Однако даже с учетом высоких ставок украинская ГТС сейчас работает в ноль», — подчеркнул Кондратьев.

Автор: Анатолий Акулов

Источник: Газета.Ru, 22.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики