Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» как временная жертва

«Северный поток-2» как временная жертва

Не исключено, что «Северный поток-2» будет не только первым, но и последним и единственным газопроводом, который пройдет сертификацию на основе поправок 2019 года

Цены на газ в ЕС не первый месяц держатся в районе $1000 за тысячу кубометров, хотя период зимних холодов еще и не начинался. В этой не слишком оптимистичной рыночной ситуации немецкий регулятор внезапно решил притормозить сертификацию Nord Stream 2 AG, поэтому теперь запуск «Северного потока-2» откладывается то ли до марта 2022 года, то ли до августа. В этой ситуации довольно любопытно понять, чем же руководствуется правительство ФРГ, ведь замораживание собственных граждан и промышленности — это весьма опрометчивая политическая стратегия.

Официально Федеральное сетевое агентство Германии 16 ноября приняло решение о приостановке сертификации Nord Stream 2 AG в качестве независимого оператора «Северного потока-2» в связи с тем, что оператор этого газопровода может быть признан в качестве независимого лишь при условии реорганизации правовой формы в соответствии с законодательством Германии. То есть немецкая «дочка» Nord Stream 2 AG должна стать владельцем и оператором части газопровода, проходящей по территории ФРГ, а также заново подать полный комплект документов для сертификации, тогда процесс будет возобновлен, указал регулятор.

В МИД ФРГ заявили, что решение о приостановке сертификации не было плановым — оно было принято для скорейшего выполнения требований законодательства Германии. Министерство энергетики Германии, в свою очередь, поспешило заявить, что приостановка сертификации Nord Stream 2 AG является регуляторным вопросом и никак не скажется на энергоснабжении Германии. Тем не менее вся эта правовая казуистика может отложить запуск «Северного потока-2» в лучшем случае до марта 2022, то есть как раз до конца зимы. В связи с этим не лишним будет напомнить, что, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, технологически «Северный поток-2» уже готов к запуску, и дальше все будет зависеть от выполнения формальностей, связанных с сертификацией. То есть сейчас мяч целиком и полностью на стороне Германии, и найти адекватных экономических объяснений задержки ввода «Северного потока-2» не представляется возможным.

Более того, на фоне этих «юридических проволочек» европейский энергетический сектор успел пережить череду банкротств.

Многие компании были вынуждены прекратить свое существование из-за высоких цен на газ. Так, в Германии крупнейшая компания из Кельна Immergrue, также известная как Meisterstrom, вынуждена была пойти на такой шаг из-за сверхвысоких цен на энергоносители. Она уведомила своих потребителей о прекращении снабжения электричеством с 19 октября. Кроме того, с августа текущего года 98 компаний по обслуживанию бытовых потребителей объявили об увеличении цен на газ. За счет этого дополнительные расходы для среднего домохозяйства в Германии могут составить €263 в месяц.

Волна банкротств энергокомпании накрыла и Великобританию. По данным Bloomberg, в начале октября о своем закрытии объявили Igloo Energy Supply, Enstroga и Symbio Energy. 233 тыс. клиентам пришлось искать нового поставщика электроэнергии. С начала августа в стране уже прекратили обслуживание клиентов пять коммунальных предприятий. Министр предпринимательства, энергетики и промышленной стратегии Великобритании Квази Квартенг этой зимой ожидает банкротства еще нескольких компаний.

Кстати, 1 ноября, еще до остановки сертификации Nord Stream 2 AG, глава Федерального объединения немецкой промышленности BDI Зигфрид Русвурм в интервью агентству DPA заявлял, что если Москва будет настаивать на сертификации этого газопровода в обмен на увеличение поставок газа, Европа может отклонить это требование, но тогда европейцам придется искать других поставщиков. Однако в настоящее время большинство производителей газа предпочитает отправлять этот ресурс на премиальные рынки Юго-Восточной Азии. Учитывая высокий спрос в КНР, наивно считать, что сжиженный газ из США для европейцев будет обходиться дешевле, чем газ, покупаемый у РФ, указал Зигфрид Русвурм. При этом не лишним будет заметить, что в России неоднократно подчеркивали, что «Газпром» в полном объеме выполняет все взятые на себя обязательства, а увеличение поставок по имеющимся маршрутам зависит от заявок потребителей.

В Восточном комитете немецкой экономики (OA) посчитали абсолютно контрпродуктивным откладывать реализацию современных инфраструктурных проектов, таких как «Северный поток-2», по политическим причинам. Более эмоциональная итальянская Ассоциация потребителей газа Gas Intensive, в которую входит 141 крупное промышленное предприятие страны, заявила, что итальянская промышленность больше не способна оплачивать счета за геополитические игры вокруг «Северного потока-2», и потребовала, чтобы правительство продало с аукциона часть запасов газа по ценам лета, которые в несколько раз ниже текущих котировок на европейских хабах.

Терпение у европейской промышленности заканчивается. Ведь даже если представить, что задержка с сертификацией является исключительно регуляторным вопросом, а именно необходимостью привести работу компании Nord Stream 2 AG в соответствие с требованиями Третьего энергопакета ЕС, надо учитывать, что ни один другой газопровод, который доставляет сетевой газ в Евросоюз, не попадает под его юрисдикцию.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в своем комментарии для «НиК» отметил, что на другие газопроводы это регулирование не распространяется. И вероятно не будет впредь: «Никто не будет строить газопровод в Европу на таких условиях, только при предоставлении исключения из правил и то вряд ли», — пояснил эксперт.

Старший аналитик Rystad Energy Дарья Мельник рассказала, что действие Третьего энергопакета распространяется на все трубопроводы, поставляющие газ в Европу и полностью достроенные после 23 мая 2019 года: «В частности, строящийся интерконнектор между Данией и Польшей Baltic Pipe, который будет транспортировать газ из Норвегии, должен соответствовать требованиям энергопакета. По крайней мере, решения о его выведении из-под действия пакета еще не было. А вот Восточно-Средиземноморский трубопровод (EastMed), который будет транспортировать газ из Израиля, и Трансадриатический трубовопровод (TAP), поставляющий газ из Азербайджана, были исключены из Третьего энергопакета как проекты общественной значимости. Вот такие двойные стандарты», — заявила эксперт.

Заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев уточнил, что поправки, принятые в 2019 г., не имеют обратной силы и касаются только газопроводов, строительство которых завершилось после 23 мая 2019 года: «До этих поправок требования Третьей газовой директивы не распространялись на газопроводы, входящие на территорию ЕС по суше из третьих стран или через территориальные морские воды. Из внешних газопроводов, по которым в ЕС поставляется „чужой“ газ, сертификацию на соответствие Третьей газовой директиве в 2016 г. прошел TAP, но это был другой случай — газопровод шел из одной страны ЕС (Греции) в другую (Италия). Достроенный 18 ноября Baltic Pipe, хотя и будет поставлять норвежский газ в ЕС, но строился уже сертифицированными датским и польским операторами, и сама процедура отрытой подписки, проведенная по нему в 2017 г. уже строго соответствовала Третьей директиве.

Не исключено, что „Северный поток-2“ будет не только первым, но и последним и единственным газопроводом, который пройдет сертификацию на основе поправок 2019 года. Собственно, исключительно ради него они и принимались», — считает эксперт.

Любопытно, что газопровод Medgaz, который проложили в обход Марокко, был построен на деньги Европейского инвестиционного банка. 1 ноября 2021 года Алжир полностью остановил прокачку газа по экспортному газопроводу Магриб — Европа (MGE), который проходит по территории Марокко, переключившись на Medgaz. Данный факт не вызвал политических дискуссий в Евросоюзе и не удостоился реакции Вашингтона. Более того, никто даже не пытался учитывать мнение Марокко, хотя эта страна полностью потеряла транзит газа через свою территорию.

В отношении реализации газопровода «Северный поток-2» ситуация всегда была диаметрально противоположной. Чего только стоит тот факт, что в его сертификации принимает участие Украина, хоть и с правом совещательного голоса. По мнению большинства опрошенных «НиК» экспертов, именно политика стала первопричиной нынешней остановки сертификации Nord Stream 2 AG.

Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко пояснил, что в ФРГ сейчас идет процесс формирования нового правительства и на этом фоне «Северный поток-2» стал жертвой политической конъюнктуры: «Северный поток-2» является «красной тряпкой» для всех политических сил страны и одним из ключевых элементов политической борьбы. Поэтому очевидно, что для достижения определенных коалиций, которые потом помогут при распределении портфелей и с выбором канцлера, надо чем-то жертвовать. Например, чтобы договориться с «Зелеными» надо хотя бы снять с повестки срочный запуск «Северного потока-2». Это специфика внутригерманского политического процесса», — рассказал эксперт. По его словам, какие-то рыночные причины вряд ли присутствуют, так как «Северный поток-2» — это действующий газотранспортный маршрут, который уже может доставлять на европейский рынок недостающие объемы.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев уточнил, что победившая на выборах Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) хочет создать коалицию не только с привычными ей консерваторами — Христианско-демократическим союзом Германии (ХДС) и Христианско-социальным союзом (ХСС), — но и с «Зелеными»: «Если будет такая коалиция во главе с СДПГ, то пост министра иностранных дел и министра энергетики, скорее всего, достанется „зеленым“. А их не интересуют проблемы немецкой промышленности и населения. Это партия фанатиков», — пояснил эксперт.

Алексей Белогорьев также предположил, что у Германии нет сейчас экономических резонов тянуть время, скорее, наоборот: «Правительство Германии, как и руководство других стран ЕС, а также Еврокомиссия, всерьез обеспокоены крайне высокими ценами на газ: это ведет к снижению конкурентоспособности европейской промышленности (из-за роста издержек), увеличению инфляции и отчасти к росту расходов домохозяйств (в ЕС розничные цены реагируют на рост оптовых цен не сразу и далеко не линейно, в т. ч. по причине высокой доли налогов в конечной цене, но все-таки реагируют). Можно спорить о том, насколько сильно начало поставок по „Северному потоку-2“ повлияет на динамику спотовых и фьючерсных цен (я бы не питал большого оптимизма), но сам факт такого влияния не вызывает сомнений», — отметил эксперт.

Вместе с тем он отвергает и политическую подоплеку в действиях немецкого регулятора: «Решение Федерального агентства по сетям (BNetzA) от 16 ноября, на мой взгляд, носит сугубо юридический характер. Я бы не искал здесь даже политической подоплеки. Не думаю, в частности, что „Зеленые“ ставят вопрос о „Северном потоке-2“ в качестве принципиального условия вхождения в новую коалицию, тем более коалиционные переговоры не могут влиять на позицию регулятора — у власти, в конце концов, по-прежнему правительство Ангелы Меркель.

Скорее, вызывает удивление, почему Nord Stream 2 AG не озаботилась заранее созданием своего дочернего общества в Германии и передачей ему прав оператора, оставив это на самый последний момент. Правила „игры“ были давно известны, но, видимо, были какие-то надежды (на мой взгляд, изначально беспочвенные) на получение исключения из Третьего энергопакета», — пояснил Белогорьев.

С ним согласен и Гривач: «Причины задержки с сертификацией Nord Stream 2 AG юридические, даже я бы сказал казуистические, так как поправки в директиву, которые распространили нормы действия внутреннего рынка ЕС на часть идущего по дну моря газопровода, были приняты именно для создания сложностей одному единственному проекту — Северный поток-2», — подчеркнул эксперт.

Мельник отметила, что не видно каких-либо экономических причин для задержки сертификации «Северного потока-2». «Более того, Европа переживает серьезный энергетический кризис, цены на газ продолжают держаться в высоких диапазонах, и с экономической точки зрения было бы выгодней запустить трубопровод как можно скорее. Даже если бы „Газпром“ не смог быстро нарастить поставки газа в Европу по новому и другим маршрутам, это снизило бы напряжение на рынке. Так что, на наш взгляд, Федеральное сетевое агентство руководствовалось другими соображениями. Скорее всего, организация просто следовала формальной процедуре сертификации, и решение не зависело от каких-то политических событий», — уверенна эксперт.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков отметил и позитивный момент в требовании реорганизации правовой формы Nord Stream 2 AG: «Немецкий регулятор признал, что Nord Stream 2 AG все же может быть оператором газопровода „Северный поток-2“, хоть и после приведения своей деятельности в соответствие с законодательством Германии. Раньше говорили, что Nord Stream 2 AG оператором быть не может», — считает эксперт.

Тем не менее чем дальше отодвигается запуск «Северного потока-2», тем больше дополнительных угроз может возникнуть. И это не касается участия в сертификации газопровода представителей Украины. Как заметил «НиК» директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, Киев пригласили с правом совещательного голоса для того, чтобы Германии было проще продемонстрировать какую-то заботу по отношению к Украине. БОльшую угрозу представляют очередные американские санкции. Киев уже попросил включить новые ограничения в отношении «Северного потока-2» в оборонный бюджет США. Они могут дополнительно усложнить работу проекта.

Впрочем, по признанию самих европейцев, главным фактором в работе газопроводов как была, так и остается погода.

Поэтому с приходом холодов мнение европейских регуляторов может меняться. Собственно, именно в холодную погоду волшебным образом начинал на полную мощность работать газопровод «Северный поток-1» и его сухопутное продолжение OPAL, а в другое, более теплое время к нему также придирались европейские регуляторы.

Автор: Екатерина Вадимова

Источник: OilCapital.ru, 23.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики