Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Госдеп обложил «Северный поток-2» новыми санкциями: чего добиваются США

Госдеп обложил «Северный поток-2» новыми санкциями: чего добиваются США

Вашингтон намерен бороться с российским газопроводом на территории Европы

Госдепартамент США нанес очередной удар по «Северному потоку-2». В представленном американским внешнеполитическом ведомством докладе названы два судна и одна компания, которые имеют отношение к российскому экспортному газопроводу и против которых вводятся экономические санкции. Эксперты считают, что новые претензии Вашингтона вряд ли станут преградой для запуска трубы в эксплуатацию, однако могут послужить дополнительным аргументом для противников расширения поставок «голубого топлива» из России в Европу.

В списке, переданном Госдепартаментом США в Конгресс для наложения санкций против «Северного потока-2», значатся литовская сервис-транспортная компания Transadria Ltd и два судна, которые, по мнению Вашингтона, тесно связаны с российским газопроводным проектом. По словам главы ведомства Энтони Блинкена, в отношении этих субъектов будут введены санкции на основе американского закона «О защите энергетической безопасности Европы». Более того, принадлежащее Transadria судно Marlin могут признать «конфискованной собственностью», что в дальнейшем способно ограничить использование корабля, специализацией которого является перевозка буровых установок.

Хотя новые санкции Белого дома напрямую не затрагивают российских участников проекта, Москва сразу отреагировала на очередной американский демарш. «Санкции по «Северному потоку» – это продолжение санкционного языка, от которого никак упорно не хочет отказываться Вашингтон. Считаем это незаконным, неправильным, тем более на фоне напряженных попыток развивать утраченный ранее диалог», – заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов задается вопросом: зачем вводить санкции против газопровода, когда его строительство уже завершено и непосредственно в укладке труб через акваторию Балтийского моря больше не задействованы какие-либо суда? Ответ лежит на поверхности: Вашингтон и сам прекрасно понимает, что не успел помешать сдаче проекта «под ключ»: первая нитка трубопровода заполнена готовым к продаже коммерческим сырьем – осталось только подключить морской отрезок магистрали к немецким распределительным сетям, по которым энергоресурсы в дальнейшем будут распределяться по всей Европе. Как сообщает агентство Bloomberg, со ссылкой на подготовленный администрацией Джо Байдена очередной ежеквартальный доклад по СП-2, новый энергетический маршрут из России в страны Старого Света сможет заработать через «пару месяцев».

Но в то же время, напоминает Симонов, сертификация газопровода находится в самом разгаре. Более того, немецким отраслевым регуляторам пришлось на днях по формальным причинам, с которыми «Газпрому» по силам справиться, приостановить рассмотрение заявки оператора газопровода швейцарской фирмы Nord Stream 2. «Белый дом, очевидно, дает понять, что внимательно отслеживает процесс юридического оформления СП-2 и продолжает борьбу против его будущей эксплуатации. Новые американские санкции служат сознательным политическим напоминанием своим европейским союзникам негативной позиции Америки к газопроводу. Для Вашингтона крайне важно, чтобы российский проект постоянно сталкивался с проблемами», – уверен эксперт.

Перечень препятствий, с которыми предстоит в ближайшее время столкнуться участникам СП-2, вполне предсказуем. Неприятности главным образом будут связаны с Третьим энергетическим пакетом ЕС, принятом в середине 2009 года и направленном на либерализацию газового рынка континента. Закон предусматривает строгое разделение зон ответственности: одна самостоятельная компания поставляет «голубое топливо», другая занимается транспортировкой энергоресурсов, а третья обеспечивает сбыт и берет на себя оформление финансовой документации трубопровода. Теоретически все эти условия «Газпром» выполнит после передачи последней функции недавно организованной немецкой «дочке» Nord Stream 2. Тогда, как полагает глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин, претензии в связи с европейским антимонопольным законодательством должны быть сняты. По словам депутата Бундестага Яна Нольте, вряд ли очередные американские санкции окажут существенное влияние на ввод в эксплуатацию СП-2.

Однако нельзя забывать, что Вашингтон является основным торговым партнером Берлина: только в прошлом году поставки немецкой продукции в США достигли отметки в $120 млрд. В свою очередь, Россия входит лишь во вторую десятку немецких торговых партнеров: по объему импорта товаров из Германии наша страна уступает даже Венгрии. «Немецкий регулятор, Федеральное сетевое агентство ФРГ, в настоящее время настроен на положительный отзыв о запуске СП-2 в эксплуатацию, – говорит Пикин. – Возможно, именно ему адресует свой негативный санкционный сигнал Вашингтон».

Как бы то ни было, после ФРГ заявку Nord Stream 2 предстоит рассматривать Еврокомиссии, в рамках которой прийти к компромиссу относительно судьбы СП-2 будет непросто. Окончательное согласование может отнять до полугода, в течение которого «Газпрому» придется отбиваться от нарастающего вала обвинений со стороны Вашингтона и других недоброжелателей проекта. Не исключено, что сейчас американские законодатели «добивают» список европейских компаний, принимавших участие в строительстве трубопровода. Их следующим шагом может стать предъявление рестрикций в отношении немецких предприятий, которые будут участвовать в розничной реализации «голубого топлива» на европейском рынке. Такие претензии если и не смогут полностью заблокировать поставки по СП-2, то способны существенно ограничить экспорт российских энергоресурсов по новому маршруту.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 23.11.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики