Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Груз 400". Украина движется к угольной контузии

"Груз 400". Украина движется к угольной контузии

Острая нехватка энергетического угля вынудила Украину начать "точечные" закупки за рубежом. Прибыло первое из семи судов с углем для украинских ТЭЦ. Поможет ли это украинской энергетике без проблем пройти наступающий отопительный сезон, разбирался "Прайм".

СВЕРШИЛОСЬ!

На Украину из США прибыло первое из семи судов с углем для украинских теплоэлектростанций (ТЭЦ). Импортный груз предназначен для "Донбасской топливно-энергетической компании" (ДТЭК) и отправлен в рамках контракта, сообщили в пресс-службе компании. Пять партий будут доставлены из США, еще две — из Колумбии. Суммарный объем доставленных партий по 40-75 тыс. тонн каждая составит почти 470 тыс. тонн.

"Судно класса "Панамакс" причалило в порт "Южный" и предназначено для нужд государственных ТЭС "Центрэнерго", — говорится в сообщении ДТЭК.

Ожидается, что все семь партий угля поступят на Украину до января 2022 года. Следующая прибудет в конце ноября. Еще четыре доставят в декабре и одну — в январе.

При этом в компании подчеркнули, что импорт этого энергоносителя является временной мерой, и приоритет остается за использованием угля, добытого на территории страны.

Украинская энергетическая компания "Центрэнерго" также заключила контракты на поставку 1,5 млн тонн угля из Казахстана, Польши, США и Австралии, чтобы предотвратить веерные отключения энергии.

Ранее депутат Верховной Рады Алексей Гончаренко предупреждал о сокращении запасов угля на Украине до критических 447,9 тыс. тонн. После этого запасы продолжали уменьшаться, тогда как гарантированные запасы должны составлять 758,3 тыс. тонн.

В свою очередь, президент Украины Владимир Зеленский заверял сограждан, что нехватки угля в стране не случится, и украинская энергетика будет полностью обеспечена этим энергоносителем.

СУХОГРУЗЫ В ПУТИ

"Украина далеко не в первый раз покупает уголь "точечными" партиями в ЮАР, США, Польше, Колумбии, — напоминает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Но сейчас угля в мире в принципе мало, его сложно достать. И отдельные закупки не способны решить проблему, которая сейчас возникла перед Украиной".

Совокупные объемы, которые приобрела украинская ДТЭК, несущественны с точки зрения обеспечения генерации страны в целом, считает эксперт.

Они позволяют лишь сдерживать в некоторой степени сокращение запасов. В нормальной ситуации для обеспечения электростанций Украине понадобились бы запасы объемом около 3 млн тонн, тогда как сейчас у нее имеется примерно 400 тысяч тонн. 

Столько же энергетического угля, 400 тысяч тонн, по данным управляющего директора рейтинговой службы Национального Рейтингового Агентства (НРА) Сергея Гришунина, должно быть доставлено в порты Украины до конца текущего года из США. "А потребность энергетики страны составляет около 0,7 млн тонн до конца года, — отмечает он. — Этого будет недостаточно, чтобы полностью обеспечить украинские угольные ТЭС. Тем не менее, их полной остановки удастся избежать".

"Пока сухогрузы идут, Украина восполняет имеющиеся запасы, — соглашается Юшков. — Но надо учитывать, что средняя температура в стране сейчас около нуля. Скорее всего, по мере дальнейшего похолодания запасы будут все меньше. А на отдельных электростанциях, особенно удаленных от морских портов, хранилища будут опустошаться". Поэтому опустошение украинских запасов угля будет происходить постепенно, грозя отключениям отдельных станций, делает вывод специалист.

"Надо доставить уголь в порты и развести по стране, что тоже требует определенных усилий — рассуждает эксперт. — Есть информация, что недавно закуплена партия угля из Казахстана, которая должна быть отгружена через российский порт Тамань. А ведь Киев обвинял Москву в блокировании железнодорожных поставок. Но они не блокируются. Просто сети сильно загружены. Россия сама транспортирует большие объемы, готовясь к отопительному сезону".

Поставки угля по сетям Российских железных дорог (РЖД) сейчас затруднены, подтверждает Гришунин. "Вагоны используются очень интенсивно и преимущественно на восточном полигоне, — уточняет он. — Именно в связи с этой ситуацией казахстанская сторона заявляла о незначительных сложностях при поставках украинским потребителям".

Ставки аренды полувагонов растут, так что дефицит вагонов сохраняется. Грузоотправители из Кузбасса и Якутии не могут отправить в среднем 10-15% имеющейся продукции. Возник дефицит угля в отдельных регионах Сибири, так как весь парк вагонов загружен поставками на экспорт, указал эксперт.

УГЛЯ НЕ ХВАТАЕТ ВЕЗДЕ

При этом угля сейчас не хватает по всему миру, и он очень дорог. Так что на масштабные поставки из США Украина тоже рассчитывать не может, отмечает Юшков.

"Заявление Зеленского, что у страны есть уголь до конца года, откровенно лукавое, — рассуждает специалист. — Отопительный сезон закончится весной, и Украине потребуются объемы для использования в течение всего этого периода, то есть фактически до марта-апреля".

Заменить угольную генерацию имеющейся газовой Украина тоже не сможет, поскольку своего природного газа ей не хватает, а импортный — очень дорогой.

"Они закупали "голубое топливо" в октябре примерно по 600 долларов, — рассказывает ведущий аналитик ФНЭБ. — Дальше цена будет расти, так как в Европе его тоже не хватает. А Украина приобретает импортный газ по ценам, привязанным к "споту", и пытается как раз углем частично заменить недостающий газ".

К началу отопительного сезона на Украине накопилось 18 млрд кубометров природного газа, из которых 4 млрд кубометров принадлежат европейским трейдерам, не настроенным оставлять его на украинском рынке, отмечает эксперт.

"Скорее, они захотят реализовать эти объемы в Европе. А значит, по мере продолжения отопительного сезона на Украине будет все меньше газа, и, соответственно, будет требоваться все больше угля, которого, в свою очередь, не хватает. Видимо, в отдельных регионах Киеву придется вводить чрезвычайное положение, как это уже было раньше", — полагает Юшков.

Что касается использования Украиной мазута в качестве альтернативы углю и природному газу, то это сейчас тоже дороге удовольствие, учитывая цены на нефть, указывает Юшков.

Еще один вопрос — у кого покупать. Брать его у России — это политически не очень приятный для нынешней Украины жест. Значит, придется приобретать у посредников. В противном случае предстоит договариваться с Россией. Само собой, при наличии соответствующей политической воли, резюмирует эксперт.

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 25.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики