Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белый дом предлагает ослабить давление

Белый дом предлагает ослабить давление

Почему Джо Байдену невыгодны новые ограничения по «Северному потоку-2»

Администрация президента США Джо Байдена попросила сенаторов-демократов блокировать новые санкции по «Северному потоку-2». Как пишет издание The Hill, речь идет о внесенных республиканцами поправках к проекту оборонного бюджета. Они предполагают, что под ограничения, в том числе могут подпасть компании, которые участвуют в проверках и сертификации газопровода. По данным издания, таким образом, Джо Байден стремится избежать конфликта с Германией. Ранее американский лидер договорился с уходящим канцлером ФРГ Ангелой Меркель, что Соединенные Штаты откажутся от очередных санкций против «Северного потока-2» в обмен на помощь Украине.

Если новые поправки примут, демократам будет сложнее соблюдать обязательства, а санкции потеряют силу как инструмент дипломатии, объясняет программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев: «Белый дом считает, что новое законодательство избыточно, что законов PEESA 2019 и 2020 годов, а также соответствующих указов президента достаточно для оказания давления на Россию в отношении "Северного потока-2".

Республиканцы, наоборот, уверены, что этого недостаточно и нужно давить сильнее. Новое законодательство, в случае его принятия, ужесточает давление на проект. Администрации это может быть невыгодно, потому что сужает ее пространство для маневра, в том числе с союзниками из Евросоюза. Санкции хороши как инструмент, который можно калибровать. А если нельзя переводить ручку переключателя, они теряют смысл как дипломатический инструмент.

Законопроект прописывает вещи, обязывающие администрацию предпринимать какие-то меры в отношении тех или иных лиц. Республиканская администрация в свое время настаивала на такой расширенной трактовке даже существующего законодательства. Они хотели включать в санкционные списки банки, проводящие транзакции по "Северному потоку-2", компании, участвующие в модернизации судов-укладчиков, организации, сертифицирующие проект, и так далее.

По большому счету практика показала, что даже республиканцам при их жесткой позиции не нужно новое законодательство, они и так справлялись существующим.

Что касается необходимости нового закона, то это уже специфика американской политической системы, которая вообще характеризуется большим количеством законопроектов, в том числе по санкциям. Отчасти это элемент пиара конкретных конгрессменов».

Проблемы «Северного потока-2», скорее всего, не закончатся и после того, как он заработает. Причем, вполне возможно, что их главным источником будут не США, считает ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович: «Позволить себе масштабный конфликт с Германией Вашингтон все-таки не может, потому что в таком случае под угрозой окажутся все принципы трансатлантического партнерства и союзничества, а это вопрос более масштабный, чем отдельно взятый "Северный поток-2".

Поэтому это тот случай, когда как бы и хочется, и колется. Другая крайность — вообще ничего не делать против газопровода. Это тоже не подходит, потому что будет вызывать внутри Америки обвинения нынешней администрации в слабости.

Поэтому господину Байдену приходится изображать, что на самом деле борьба США с проектом не окончена.

Во-первых, надо понимать, что новая коалиция в Германии неустойчива, то есть у нового канцлера Олафа Шольца не будет такого же авторитета, как у госпожи Меркель. Думаю, споры будут не только по поводу "Северного потока-2". Коалиция будет проблемной, и этим смогут воспользоваться в том числе и противники проекта.

Например, можно представить такой сценарий, при котором "Северный поток-2" получает сертификацию, используются полные мощности, проходит какое-то время, и эту сертификацию пытаются отозвать или поменять все правила работы, ввести туда новые ограничения. Можно поменять правила Европейского союза задним числом. Россия зависит от европейского рынка сбыта, а ЕС пользуется этим и поэтому может менять правила в процессе самой игры. Вот такая сложность есть у России, у "Северного потока-2", у "Газпрома"».

О стремлении Джо Байдена убрать из оборонного бюджета поправки о санкциях против «Северного потока-2» ранее уже писал журнал Foreign Policy. Сообщалось, что так Белый дом пытается сохранить союзника в лице Германии в случае, если Россия вторгнется на Украину. На прошлой неделе США ввели санкции против кипрской компании Transadria и судна, которые участвовали в строительстве газопровода. Как отмечали американские СМИ, на новые ограничения Вашингтон решился после сообщений о скоплении российских военных на границе с Украиной. 

Авторы: Андрей Загорский, Елизавета Скобцова

Источник: Коммерсантъ FM, 29.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики