Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия намерена запустить «Северный поток-2» вопреки разрешению европейских судей

Россия намерена запустить «Северный поток-2» вопреки разрешению европейских судей

Рекордная стоимость топлива позволит «Газпрому» наплевать на любые санкции и штрафы

Запуск в коммерческую эксплуатацию «Северного потока-2» может быть осуществлен задолго до сертификации газопровода европейскими государственными регуляторами. Как сообщает немецкое издание Handelsblatt, штрафные санкции, предусмотренные Брюсселем за преждевременную эксплуатацию трубы, составляют всего 1 млн евро. В разы возросшая в этом году цена «голубого топлива» на рынке ЕС позволяют российской монополии нивелировать подобный ущерб за считаные дни, если не часы. Однако, как полагают российские эксперты, «Газпрому» не стоит торопиться с наполнением нового газопровода своими энергоресурсами.

Новый российский маршрут поставок газа европейским потребителям «Северный поток-2» (СП-2), уже готовый подключится к европейским распределительным магистралям, способен заработать, даже не дожидаясь сертификации Федерального сетевого агентства ФРГ, которое на днях по формальным обстоятельствам приостановило рассмотрение проекта. «Газпром», как утверждают авторы Handelsblatt, сможет экспортировать топливо по подводной дистанции через Балтийское море, выплачивая назначенное юридическими инстанциями ЕС взыскание. Штрафная сумма равняется всего 1 млн евро. Учитывая, что в октябре суточные поставки российского трубопроводного топлива к потребителям Старого Света вплотную приблизились к отметке в 325 млн кубометров, а средняя цена экспорта по долгосрочным контрактам превысила $300 за тыс. кубометров, отечественной компании окажется гораздо выгодней возмещать Брюсселю сравнительно скромную неустойку, нежели замораживать уже заполненный коммерческим газом и готовый к розничному сбыту трубопровод.

В прошлом уже имели место примеры того, что трубопроводы вводились в эксплуатацию, несмотря на проблемы с документальным подтверждением сертификации маршрута. Самым ярким из них является сухопутное ответвление «Северного потока-1», соединяющего старшего брата СП-2, небольшую газовую ветку Восточной Германии, с крупным транспортным узлом на северо-западе страны. Ежегодные поставки по этому отрезку составляют около 20 млрд кубометров – чуть менее трети проложенного через Балтийское море отрезка. Еще один наглядный пример ухода от юридических правил ЕС – это проект EGL 401, также регулирующий внутреннее обеспечение «голубым топливом» европейских потребителей, который был запущен задолго до документального оформления сертификационных разрешений.

Отечественные аналитики считают, что пробелы континентального правового поля дают «Газпрому» возможность для дальнейших маневров. По мнению замгендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, ежесуточный объем поставок энергоресурсов по СП-2 по нынешним биржевым котировкам будет приносить «Газпрому» около $150 млн выручки. Зафиксированные в долгосрочных контрактах цены дадут вдвое меньшую прибыль, однако, тем не менее, они позволят российской монополии заработать на экспорте углеводородов сумму «существенно больше обозначенного штрафа».

Вместе с тем, уверен эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, нашей стране гораздо важнее запустить газопровод в коммерческую эксплуатацию не как можно скорее, а так, чтобы к его дальнейшей работе не смогли в будущем предъявить какие-либо претензии западные недоброжелатели проекта. Максимально четкое выполнение всех законодательных требований Германии и ЕС, возможно, и подпортит финансовую документацию холдинга в кратковременном периоде, однако позволит подключить СП-2 к европейской газораспределительной системе без нарушения юридических норм. Возможно, «Газпром» приступит к эксплуатации своего нового экспортного канала до выдачи сертификатов, но не стоит забывать, что даже выплата небольших по сравнению с глобальной прибылью штрафов окажется нарушением европейского законодательства.

«Иных весомых аргументов, учитывая заметный дефицит и высокую стоимость энергоресурсов на рынке Старого Света, у противников полномасштабной работы СП-2 не существует. Поэтому они попытаются задействовать любые огрехи в документации, чтобы показать, что Россия и, в частности, «Газпром» является варварской компанией, монопольное положение которой позволяет переступать через сформированные каноны европейского правового сообщества», – сообщил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 29.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики