Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Абсурдная история". В чем суть спора оператора "Северного потока-2" и ЕС?

"Абсурдная история". В чем суть спора оператора "Северного потока-2" и ЕС?

Оператор "Северного потока-2" Nord Stream 2 AG направил в суд ответный меморандум на возражения ЕС в споре о применении Газовой директивы. В эфире радио Sputnik ситуацию разъяснил эксперт в области энергетической безопасности Игорь Юшков.

Оператор газопровода "Северный поток-2" Nord Stream 2 AG в октябре направил в суд ответ на возражения Европейского союза в продолжающемся споре о применении Газовой директивы ЕС.
"Двадцать пятого октября 2021 года "Норд Стрим 2 АГ" направила в адрес арбитражного трибунала ответный меморандум по существу разбирательства, а также контрмеморандум на возражения ЕС относительно юрисдикции арбитражного трибунала рассматривать спор", – говорится в отчете "Газпрома" по итогам третьего квартала 2021 года.
Компания также обжаловала в Федеральном верховном суде Германии решение высшего земельного суда в Дюссельдорфе от 25 августа не выводить проект из-под действия Газовой директивы ЕС.

Федеральное сетевое агентство Германии (BNA) в мае решило не освобождать "Северный поток-2" от обязательств директивы на основании того, что газопровод не успели достроить до мая 2019 года, когда вступили в силу новые поправки.

В эфире радио Sputnik эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков прокомментировал ситуацию.

"Когда уже шло строительство "Северного потока-2", Евросоюз распространил свое антимонопольное законодательство на морские газопроводы. Раньше никогда такого не было: антимонопольные законы применялись к газопроводам, которые идут по суше. В чем суть этих законов: там есть требование, чтобы один поставщик загружал не более 50% мощности газопровода – на всякий случай (если какой-то другой поставщик придет, то у него будет место, где качать его газ), чтобы у потребителя был выбор, у кого купить газ. Но даже "на суше" это абсурдно, поскольку зачастую там физически неоткуда взяться газу, кроме как газу "Газпрома". А тут они еще более абсурдную историю придумали: мол, и по морским газопроводам тоже надо устраивать конкуренцию. При том, что по российским законам экспортировать трубопроводный газ может только "Газпром" и неоткуда взяться альтернативному поставщику", – сказал Игорь Юшков.

По его мнению, в ЕС распространили антимонопольное законодательство на морские газопроводы для того, чтобы отпугнуть европейские компании, которые участвуют именно в "Северном потоке-2".

"Там пять европейских компаний, каждая из них дала по 950 миллионов долларов, чтобы газопровод был построен. Европейские чиновники хотели отпугнуть эти компании, чтобы те не помогали реализовывать проект, девальвируя их инвестиции в два раза. Суммарно все инвесторы вместе с "Газпромом" вложили примерно 10 миллиардов долларов на то, чтобы иметь возможность прокачивать 55 миллиардов кубов. Но получается, что за те же деньги они получают возможность прокачивать только 27,5 миллиарда кубов. Но европейские компании не испугались, проект доведен до конца. Ни один другой газопровод не попал под это регулирование – только "Северный поток-2". Сейчас "Газпром" пытается доказать, что это несправедливо", – отметил эксперт.

Источник: Радио Sputnik, 29.11.2021  


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики