Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бургер несъедобный. Германия определилась с "Северным потоком-2"

Бургер несъедобный. Германия определилась с "Северным потоком-2"

Новое правительство Германии выступило в защиту "Северного потока – 2", пообещав США принимать активное участие в сдерживании России в ее "вероятных попытках использовать энергетику в качестве оружия". В этой ситуации позиция Украины и Польши уже не имеет решающего значения, уверены эксперты.

ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО

Власти Германии призвали конгресс США не вводить новые санкции в связи с реализацией проложенного из России газопровода "Северный поток – 2". Это следует из памятной записки немецкого посольства в Вашингтоне, которую опубликовал информационный портал Axios.

В документе отмечается, что "возобновленные односторонние действия" американской стороны серьезно ослабят трансатлантическое единство в отношении России.

А официальный представитель МИД Германии Кристофер Бургер заявил, что его страна по-прежнему отвергает применение санкций против союзников, в том числе в связи с реализацией проекта "Северный поток – 2".

Фактически Берлин дал понять, что новое коалиционное правительство, сформированное после сентябрьских выборов в бундестаг, занимает четкую позицию относительно трубопровода, имеющего крайне важное значение для экономики Германии.

Для усиления своей позиции с точки зрения пресловутого "евроатлантического единства" немецкая сторона оговаривает, что "Северный поток — 2" не представляет угрозы для Украины до тех пор, пока через территорию этой страны осуществляется транзит газа. В памятной записке посольства Германии уточняется, что Берлин совместно с Вашингтоном будет оказывать "поддержку жертвам вредоносной деятельности РФ", чтобы Россия не использовала "энергетику в качестве оружия".

Ранее сообщалось, что администрация президента США Джо Байдена стремится убедить сенаторов от Демократической партии не одобрять поправки республиканцев о принятии более жестких санкций против газопровода именно в связи с опасениями относительно изменения позиции Берлина по вопросу о поддержке Украины.

ИТОГ БЫЛ ЯСЕН ЗАРАНЕЕ

В настоящее время процесс сертификации оператора трубопровода Nord Stream 2 AG приостановлен до выполнения необходимых требований. Оператор находится в тесном контакте с регулятором, но какие-либо сроки пока не озвучиваются. Постоянные недоброжелатели проекта, прежде всего Украина и Польша, до какого-то момента вполне смогут эффективно продолжать затягивание сертификации, пытаясь отложить неизбежное, считает российский журналист-международник, политолог, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.

"Для них это принципиальный вопрос, – отмечает он. – Если не отменить проект, а на это, думаю, никто не рассчитывает, то, по крайней мере, постоянно привлекать к нему негативное внимание и осложнять дальнейшие действия по окончательной реализации. Пуск в работу – это одно, а условия эксплуатации и всякие европейские нормы-правила – другое. Так что постараются тему держать "на плаву" как можно дольше".

При этом эксперт не считает негативный отклик Украины, Польши или США на приближение пуска "Северного потока 2" основной причиной текущего военно-политического напряжения у западных границ России.

"Сделка была заключена несколько месяцев назад, и Вашингтон пришел к выводу, что поддержание отношений с Германией важнее, так что вопрос о существовании газопровода в принципе был решен", – рассуждает Лукьянов.

"Опосредованно его запуск меняет положение Украины, и это влияет на общую ситуацию. И данное обстоятельство является сопутствующим", — отмечает оню

Что касается позиции нового правительства в Берлине, то было давно понятно, что власти в Германии не отступят от намерения реализовать проект ввиду его необходимости независимо от того, кто именно входит в кабмин, уверен главный редактор журнала "Россия в глобальной политике".

ЭКОНОМИКА ИЛИ ПОЛИТИКА

"Польша и Украина, по большому счету, реальной угрозы "Северному потоку – 2" не представляют, – уверен генеральный директор Фонда национальной энергобезопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. – Они не игроки в этой истории, а куклы. Вопрос в кукловоде, роль которого выполняют США. Вашингтон течение всех пятидесяти лет поставок советского и российского газа в Европу старается препятствовать этому процессу. Украина и Польша – инструменты. И порой довольно эффективные".

Текущее обострение военно-политической напряженности действительно связано, прежде всего, с активностью украинской стороны, признает эксперт. Вопрос – позволяет ли это сорвать сертификацию "Северного потока – 2".

"С одной стороны, логика ясна, – рассуждает Симонов. – Этот "хайп" в духе "сейчас Россия на нас нападет", вроде, должен привести к тому, что сертифицировать пуск трубопровода нельзя. С другой стороны, Украина говорит, что "РФ должна на нее напасть" и требует, чтобы Россию заставили в связи с этим подписать новый договор о транзите газа. Согласитесь, что степень абсурдности приближается к критической отметке. Украина, на мой взгляд, сама "пилит сук", на котором сидит. Создает себе образ ненадежной страны. Это продолжение старой истории о том, что нынешний режим в Киеве будто бы отражает агрессию России и при этом требует, чтобы та продолжала транспортировать газ через украинскую территорию", — рассуждает он.

При этом ситуация с сертификацией сейчас такова, что даже "зеленые" в новом кабмине Германии вынуждены занять конструктивную позицию. "Одно дело быть в оппозиции и другое – входить в правительство", – говорит Симонов.

"Цены на газ на "споте" запредельные, запасов мало, наступает зима, газовые генерирующие компании банкротятся. И всем в Европе ясно, что "Северный поток – 2" – это решение", отмечает он.

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 30.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики