Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукавые санкции Запада. Как Лукашенко ответит на новые претензии ЕС

Лукавые санкции Запада. Как Лукашенко ответит на новые претензии ЕС

 

Во вторник в СМИ был обнародован список лиц, которые попадут под очередные антибелорусские санкции Евросоюза. Ограничительные меры, как планируется, будут утверждены сегодня, 1 декабря, на заседании Совета ЕC. Украина.ру рассказывает о том, как скажутся новые рестрикции на республике

Нынешние санкции против Белоруссии Европа вводит в связи с миграционным кризисом на белорусско-польской границе: в Брюсселе обвиняют Минск в целенаправленном создании сложной ситуации. Поэтому большую часть попавших в «черный список» физлиц составили чиновники, связанные с пограничной службой республики: председатель Госпогранкомитета Анатолий Лаппо, начальники региональных погранотрядов и охранных групп. Помимо них, ограничения будут приняты и против некоторых судей, дипломатов и чиновников.

Среди организаций львиную долю заняли туристические компании, причастные, по мнению Брюсселя, к транспортировке мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки в Белоруссию для последующей нелегальной миграции в ЕС. Наиболее крупной из них является флагман белорусской гражданской авиации «Белавиа». Также в список попали ряд туристических компаний и даже гостиницы.

Не обойдется и без экономического давления на Белоруссию. В список попали крупные госпредприятия «Гродно Азот», «Белоруснефть», «Гродно Химволокно» и «Белшина».

Принесет ли очередной — уже пятый по счету — пакет санкций желаемый для ЕС эффект — ранее эксперты и политика не могли прийти к единому мнению по этому поводу.

Первые четыре пакета

По состоянию на сегодняшний день Евросоюз ввел четыре пакета санкций против Белоруссии. Так, 2 октября прошлого года Брюссель установил ограничения для 40 белорусских силовиков и представителей Центризбиркома. Причиной стали сфальсифицированные, по мнению Запада, выборы президента республики и подавление массовых протестов.

Затем 6 ноября европейские санкции были введены против президента ерспублики Александра Лукашенко и 14 высших чиновников. Третий пакет санкций был принят почти сразу после второго — 17 декабря 2020 года. Документ наложил ограничения ещё на 29 человек (чиновников и предпринимателей) и 7 государственных предприятий. Среди последних оказались ОАО «140-й ремонтный завод», ОАО «Агат — электромеханический завод», ОАО МЗКТ, ЗАО «Белтехэкспорт», государственное учреждение «Главное хозяйственное управление» Управления делами Президента Республики Беларусь, Dana Holdings и ООО «Синезис».

Четвертый пакет санкций приняли в ответ на экстренную посадку европейского самолета в минском аэропорту, в результате чего белорусские силовики задержали оппозиционного активиста Романа Протасевича и россиянку Софью Сапегу. В «черный список» тогда попали 78 человек (в основном из окружения Лукашенко) и восемь компаний, среди которой можно выделить такого гиганта, как «Беларуськалий».

Все четыре пакета принятых ранее европейских санкций не оказали существенного давления на белорусскую власть или экономику. Чиновникам не привыкать жить в условиях западных ограничений, а попавшие в список предприятия фактически не зависят от западных рынков.

 

 

Минск в ответ на санкции наоборот становился все более неуступчивым. Лукашенко ранее указывал, что сдерживать потоки беженцев в Европу у Минска нет средств и сил именно в результате санкций. А в нынешнем ноябре белорусский лидер дал понять, что продолжит твердо отвечать на рестрикции европейских столиц. «Санкциями пугают. Хорошо, посмотрим. Они думают, что я буду шутить, что я ляпнул языком и все. Ничего подобного. Мы будем защищаться. Все, дальше нам отступать некуда», — предупредил он.

Наиболее чувствительным для Белоруссии могло оказаться давление на калийную отрасль, которую затронул четвертый пакет. Калийные удобрения — это основная статья белорусского экспорта, которая обеспечивает значительную долю европейского спроса. Но и здесь опасность не смертельная — за счет потери европейского рынка компания нарастит поставки в Китай и Индию.

Пятый пакет

В пятом пакете санкций имеет смысл рассматривать лишь несколько позиций — «Белоруснефть», «Гродно Азот» (и его филиал «Гродно Химволокно»), «Белшина» и «Белавиа». Ограничения против физлиц и отдельных туристических компаний вряд ли смогут оказать какое-то влияние на международную обстановку.

Санкции на белорусскую «нефтянку» уже были введены в предыдущих пакетах — был запрещен экспорт белорусской нефти в ЕС с таких крупных предприятий как «Нафтан» и Мозырский НПЗ». Теперь под раздачу попала «Белоруснефть». Нефтяная сфера для белорусской экономики тоже довольно чувствительная: в 2020 году экспорт белорусских товаров в ЕС составил около 5,5 млрд долларов.

Однако аналитики отмечают, что белорусские нефтепродукты будут поставляться на экспорт по сложным посредническим схемам. Так, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков во время конференции «Россия и Белоруссия: на пути к единой промышленной политике» заявил, что в вопросе обхода санкций «мы увидим схемы, которые уже были апробированы и в Крыму, на "Северном потоке-2"».

Эксперт напомнил, что морские суда, которые были задействованы при прокладке трубы на «Северном потоке-2», поменяли собственников и стали принадлежать «никому не известным» компаниям. «Думаю, примерно такая же схема будет использована и здесь при поставках нефти на белорусские предприятия. Либо это будут какие-то небольшие производители нефти, хотя в реальности большие российские компании на территории России будут перепродавать объемы нефти ни к чему не обязывающим ООО, которые и будут поставщиками сырья», — пояснил Юшков.

Предприятие «Гродно Азот» («Гродно Химволокно»), выпускающее азотные удобрения, будет вынуждено, как и «Беларуськалий», осваивать новые рынки. Так, предвидя давление запада на гродненское предприятие, председатель местного облисполкома Владимир Караник ранее указывал, что «санкции не окажут существенного влияния на валовый региональный продукт Гродненской области». «Если какие-то мероприятия потребуют дополнительных инвестиций и оказания помощи тем предприятиям, которые оказались в сложной ситуации, у нас ресурсы для этого есть», — заверил чиновник в одном из интервью.

А главный белорусский авиаперевозчик «Белавиа», на который санкционное давление началось еще летом текущего года, сможет рассчитывать на поддержку России. Москва с Минском договорились об открытии новых рейсов, благодаря которым компании удастся компенсировать хотя бы часть потерь.

Как видно, пятый пакет санкций направлен в первую очередь на тех, кто, по мнению Брюсселя, причастен к миграционному кризису на границе Белоруссии и Польши. Экономическая часть пакета включает либо предприятия, на которые и так ранее было оказано давление, либо на тех, для кого ограничения не принесут существенного ущерба.

Недаром лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская успела раскритиковать Евросоюз за «слишком мягкое давления на Минск». А сами белорусские власти демонстрируют хладнокровие.

Автор: Кирилл Озимко 

Источник: Ukraina.ru, 01.12.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики