Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Франция нацелила скрытые санкции на российский СПГ

Франция нацелила скрытые санкции на российский СПГ

Нефтегазовые проекты в России вскоре могут остаться без европейского финансирования

В компании «НОВАТЭК» заявили, что решение французских властей запретить своим банкам вкладываться в российский газовый проект «Арктик СПГ-2» на Ямале может замедлить темпы глобального энергоперехода к безуглеродности. При этом в компании заверили, что самому проекту ничего не угрожает, так как французские финансовые институты и не рассматривались в качестве основных.

«Подписанные кредитные договоры с синдикатом международных и российских банков обеспечивают необходимый „Арктик СПГ-2“ объем внешнего финансирования», — говорится в сообщении «НОВАТЭК».

Напомним, что СМИ сообщили о том, что президент Эммануэль Макрон запретили банкам страны кредитовать «Арктик СПГ-2» даже несмотря на то, что в проекте участвует французская компания TotalEnergies. В качестве причины такого решения были названы возражения экологов, которые считают, что подобное масштабное строительство в Арктике может нанести серьезный ущерб окружающей среде. Хотя в российской компании утверждают, что ранее заключения экологов были положительные.

«Проектом были предоставлены все необходимые положительные заключения по итогам двухлетней работы с международными консультантами, включая экологическую команду Bpifrance. Никаких дополнительных вопросов ни от каких экологических экспертов не было», — заявили в пресс-службе.

Скорее всего, на перспективах «Арктик СПГ-2» решение Парижа не скажется, так как большая часть инвестиций уже получена. 30 ноября «НОВАТЭК» сообщил, что к проекту привлекли 9,5 млрд. евро от международных и российских банков сроком на 15 лет. Более половины транша предоставили китайские и японские кредиторы. Общий размер финансирования, предоставляемого синдикатом крупнейших российских банков, составит 4,5 млрд. евро.

Тем не менее, решение французских властей может стать прецедентом для будущих масштабных энергетических проектов российских компаний, которые останутся без европейского финансирования. Это может коснуться, например, следующего завода «НОВАТЭК» «Арктик СПГ-3», завершение которого пока планируется на конец 20-х годов, или проекта «Роснефти» «Восток Ойл» на Таймыре, под которого сейчас активно собирают инвесторов.

Более того, теоретически Евросоюз может вообще отказаться от арктического сжиженного газа под предлогом того, что его добыча вредит экологии. Хотя, как указывают в том же «НОВАТЭК», «газ еще долгое время будет играть роль экологичного топлива в период энергетического перехода».

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова пока трудно сказать, пострадают ли от этой инициативы другие проекты. Сама новость вызывает большие вопросы и до сих пор неясно, в каком виде оформлен этот запрет и был ли он вообще, или речь просто от отказе французских компаний от участия в «Арктик СПГ-2».

— Мы пока не обладаем полной информацией по этому запрету, и вся эта история кажется очень мутной. Непонятно, о каких проектах идет речь — нефтяных, газовых, попадает ли туда только «Арктик СПГ-2» или и другие проекты, например, Обский ГХК того же «НОВАТЭК». Первоисточником новости является какая-то климатическая организация.

Если это решение действительно было принято на высшем уровне, подписано президентом Макроном и касается всех банков, по сути это значит, что Франция ввела антироссийские санкции. Если это коллегиальное решение самих банков, тогда говорить о том, что всем банкам запрещают инвестировать, не совсем верно. Если же это было решение на уровне Евросоюза, оно должно было приниматься коллегиально, но мы пока не видели соответствующих документов.

К тому же, непонятно, как быть с компанией Total, которая является акционером проекта. Она уже выделяет деньги на «Арктик СПГ-2», и это оформляется, как кредит. А теперь получается, что любым французским компаниям запрещено участвовать в российских проектах? Где это написано, как это оформлено? Мы не видели вообще никакого документального оформления этого решения, поэтому у меня очень много вопросов к самой этой новости, которая очень похожа на фейк.

Если же все так, как сообщают СМИ, понятно, что «НОВАТЭК» не зависит от европейского кредитования. Он уже обеспечил всю необходимую сумму кредитов без французских банков. Пока непонятно, будут ли участвовать японские организации, или только китайские и российские, но в целом вопрос решен. Хотя участие французских и европейских банков было бы выгодно для «НОВАТЭК» по одной простой причине — у них ниже кредитные ставки.

Когда привлекали финансирование для «Ямал СПГ», начались санкции, европейское кредитование получать было сложно и пришлось добирать китайскими кредитами, но «НОВАТЭК» открыто говорил о том, что они дорогие и он будет стараться выбирать их по минимуму.

То же самое и с «Арктик СПГ-2». Если там останутся только китайские кредиты, это проект не убьет, просто будет не самая оптимальная модель финансирования.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что мы имеем дело с глобальным трендом, к которому в будущем могут присоединиться другие страны и компании. По мнению эксперта, в данном случае дело не столько в геополитике, хотя, возможно, не обошлось и без нее, сколько в «зеленой» повестке ЕС. Это не значит, что Россия не сможет привлекать инвесторов к своим углеводородным проектам, но ей придется сменить их географию с европейской на азиатскую, как, в общем-то, и произошло с «Арктик СПГ-2». Проблема в том, что это может вести к удорожанию кредитов на фоне небольшого числа возможных источников финансирования.

— Все идет к тому, что инвестиции в углеводороды постепенно сворачиваются многими фондами, — поясняет Сергей Пикин. — Все начали заниматься такой модной темой, как ESG-проекты (ESG - экологическое, социальное и корпоративное управление, — прим. ред.), то есть безуглеродными технологиями. Мне кажется, что решение Парижа по «Арктик СПГ-2» — это первая ласточка нового подхода, и связана она не столько с геополитикой, сколько с курсом на экологичность. Это начало тренда, в рамках которого инвесторы из развитых стран будут все больше отказываться от углеродной тематики.

«СП»: — Что в таком случае будет ждать наши нефтегазовые проекты?

— В конечном итоге подобные инвестиции будут поступать к нам со стороны азиатских стран, в первую очередь, Китая, Индии, ряда других государств. У них пока нет программ по энергопереходу и они не отказываются от инвестиций в подобные проекты, особенно от внешних. Экономика Китая продолжает расти, а с ней растет и потребление углеводородов, в отличие от Европы, которая вышла уже на максимум потребления. Предел в ЕС достигнут и дальше возможно только снижение, но по Китаю до этого предела еще далеко. Этим объясняется и принципиальная разница в позициях этих стран.

«СП»: — Азиатские инвесторы в полной мере смогут заменить европейских?

— Их объема финансов более чем достаточно для инвестирования в самые крупные наши проекты. Другое дело, что когда у вас несколько источников привлечения инвестиций, вы можете выбирать и получить более привлекательные условия на фоне конкуренции. Когда предложение ограничено, инвестор может в какой-то степени диктовать свои условия. Пока этого нет, но в перспективе мы можем с этим столкнуться.

«СП»: — В «НОВАТЭК» отметили, что такая позиция Франции в перспективе замедлит темпы глобального энергоперехода, так ли это?

— Политики в Европе, к сожалению, об этом не думают. Этот год вообще показал, что европейские политики считают себя великими энергетиками, и их понимание, точнее, непонимание приводит к таким проблемам, которые мы видим сейчас. Без резервов нет возможности гарантированно получать необходимый объем энергетических ресурсов. Но европейские политики об этом не задумывались до последнего времени. Только сейчас они поняли, что, оказывается, нужно формировать резервы.

Германия уже говорит о том, что продолжит строить газовые электростанции, особенно с учетом того, что они категорически отказались от атомной энергетики. Им необходимо резервировать альтернативные источники, и газ является лучшим вариантом для этого.

Поэтому в ближайшем будущем отказа от газа со стороны европейцев не произойдет. Они понимают, что он является самым экологичным топливом из традиционных. Ну не углем же им пользоваться. Хотя в этом году получилось именно так. Они не рассчитали свои запасы и вынуждены были расконсервировать угольные ТЭС. В итоге вместо улучшения экологической ситуации ее только ухудшили. Они уже сделали выводы, поэтому газ останется резервным топливом на десятилетие вперед. Что будет в будущем, сказать сложно. Возможно, придут системы накопления энергии на основе водорода, накопительные солнечные батареи или другие системы.

Что касается отказа именно от СПГ, я пока не вижу направления мысли, который предлагает отделять арктический сжиженный газ и сжиженный газ откуда-то с шельфа Северного моря.

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 04.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики