Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Завет Наполеона. Почему французы испугались русского СПГ

Завет Наполеона. Почему французы испугались русского СПГ

"Арктик СПГ 2" привлек необходимое кредитование у российских и ряда иностранных банков почти на 10 млрд евро. Однако среди финансовых институтов, заинтересовавшихся проектом, не оказалось французских, хотя миноритарная доля "Арктик СПГ 2" принадлежит, в том числе, компании Total. "Прайм" попытался разобраться в причинах.

ЗЕЛЕНАЯ ПОВЕСТКА

Компания "Арктик СПГ 2" сообщила, что подписала соглашения с российскими и иностранными банками о привлечении кредитов на общую сумму 9,5 млрд евро сроком на 15 лет, полностью обеспечив внешнее финансирование одноименного предприятия.

Власти Франции, как и коммерческие банки страны, отказались от участия в проекте "Арктик СПГ 2", который реализуют в России "Новатэк" (60%), китайские компании CNOOC и CNODC (по 10%), японский консорциум Japan Arctic LNG (10%) и французская Total (10%).

Следует заметить, что участие в финансировании приняли банки из всех других стран, компании из которых вошли в проект.

Газета La Tribune в качестве причины отсутствия французских институтов в числе инвесторов назвала обеспокоенность "Пятой республики" проблемами климата.

По свидетельству издания, финансировать проект запретил сам президент Франции Эммануэль Макрон. В итоге средства не выделили ни государственный инвестиционный банк Bpifrance, ни коммерческие банки страны.

"В рамках "зеленой повестки" природный газ действительно относится к "грязным" энергоресурсам, — комментирует управляющий активами "БКС Мир инвестиций" Виталий Громадин.

При этом основным рынком сбыта сжиженного природного газа (СПГ), который планируется отгружать с проекта "Арктик СПГ 2", как отмечает эксперт, являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

"Несмотря на текущую ожесточенную конкуренцию на рынке между Европой и Азией, ко времени запуска проекта, в 2025 году, ситуация уже нормализуется, — полагает Громадин, — и основным потребителем останется Азия".

ВСЁ НАОБОРОТ

"Новатэк" отреагировал на позицию французской стороны скептически. В пресс-службе российской компании заявили, что такое отношение к проектам по поставкам газа, наоборот, замедлит темпы глобального перехода к безуглеродности.

Эксперт Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Кирилл Родионов соглашается с этим взглядом.

"Наращивание производства СПГ является частью стратегии декарбонизации даже для наиболее "зеленых" нефтегазовых компаний, — рассказывает он. — К примеру, для англо-голландской Shell, которая еще до майского вердикта суда Гааги продекларировала цель сократить к 2030 году выбросы CO2 на 20% к уровню 2016-го. В период с 2011 по 2020 годы Shell увеличила продажи СПГ почти вдвое, с 16,8 млн до 33,2 млн т. При этом, согласно стратегии, принятой в феврале текущего года, компания собирается к середине 2020-х нарастить мощности по производству СПГ на 7 млн т ежегодно".

Интерес к сжиженному газу вызван, в том числе, запретом на использование высокосернистого мазута в морских перевозках, который в прошлом году был введен Международной морской организацией (IMO), напоминает эксперт.

"Переход с высокосернистого мазута на СПГ приводит к сокращению выбросов CO2 в среднем на 60%, — уточняет Родионов. — В этой связи, по крайней мере, в водном транспорте этот энергоноситель не только не увеличивает, но даже сокращает углеродный след".

Что касается географии поставок, то она определяется рынком, особенно в тех случаях, когда речь идет об объемах, не закупленных по долгосрочным соглашениям, указывает он.

"К примеру, третья очередь действующего завода "Новатэка "Ямал СПГ" была введена на год раньше запланированного срока, в конце 2018-го, а не в конце 2019-го, когда у компании вступали в силу долгосрочные обязательства, привязанные к запуску третьей очереди, — напоминает специалист. — Соответственно, весь "избыток" в 5,5 млн т, произведенный за год на третьей очереди, "Новатэк" должен был реализовывать на спотовом рынке".

А на этом рынке действует простой принцип: танкер поставляет газ туда, где в данный момент есть сильный спрос и, соответственно, высокие цены, отмечает Родионов.

"В том случае, если очереди "Арктик СПГ-2" также будут возводиться с опережением графика, ничто не сможет помешать экспортировать газ во Францию", — делает вывод он.

А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

"Самое странное в этой истории то, что нет документального подтверждения слов, сказанных Макроном, а тем более — каких-либо запретов, наложенных на финансирование конкретных проектов, — удивляется ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Никакого пресс-релиза. Отсюда вопрос: эта газетная публикация, случайно, не "утка"? Что это? Проявление климатической политики? Если же здесь внешнеполитический контекст, и тогда не ясно: речь про общеевропейские санкции или про меры против "Новатэка"? Для кого действует запрет? Ничего не понятно".

"Новатэк" в этой ситуации тоже выглядит несколько растерянно, отмечает эксперт. Компания заявила, что и не ожидала финансирования от французской стороны.

"Если же вводится запрет на кредитование, то он, по всей видимости, должен распространяться и на Total, — рассуждает Юшков. — Однако французская компания участвует. Ведь привлекаемые у банков кредиты — это лишь половина средств, которые идут на проект. Остальные выделяют сами компании-участники, в том числе Total".

Франция выступает как влиятельный игрок на поле декарбонизации, радеющий за "зеленую" повестку, признает специалист.

"Париж активно развивает атомную энергетику и лоббирует ее признание безуглеродной, — говорит он. — Если это удастся, Франция окажется одной из самой декарбонизированных стран Европы. Углеродный след очень маленький. А природный газ в энергетике этой страны ЕС играет меньшую роль, чем в случае с Германией или Италией".

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 06.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики