Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Станет ли нефть поводом для сближения России и США

Станет ли нефть поводом для сближения России и США

Интересы России и США в нефтяной сфере стали во многом совпадать. Нам не нужны низкие цены на нефть, но не нужны и очень высокие. Мы остались конкурентами как экспортеры энергоресурсов, но бюджеты обеих стран не зависят от нефтегазовых доходов (Россия - 33%; США - до 10%) в той же мере, как ближневосточных (до 75%) или африканских государств (до 90%). Кроме того, котировки барреля выше 75 долларов в этом году привели к рекордам оптовых цен на автомобильное топливо в России и к максимальному за восемь лет подорожанию бензина на американских АЗС.

В совокупности Россия и США добывают почти четверть всего мирового объема нефти - 21-24 млн баррелей в сутки, и в случае согласованных действий могут серьезно влиять на рынок. Но учитывая непростые отношения двух стран, такая возможность сомнительна. Хотя вопрос о нефтяных ценах может быть поднят в беседе президентов Владимира Путина и Джо Байдена 7 декабря.

Подход к энергоресурсам как к товару у России и США схожий, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Обеим странам не нужны запредельные цены на углеводороды. Это будет только способствовать продвижению идеи скорейшего отказа от них. Цены под 100 долларов за баррель и выше будут дискриминировать нефть как товар, отмечает эксперт.

Есть еще и автотопливо. Высокие цены на него - больная тема и для России, и для США. У нас оптовые цены на бензин напрямую влияют на стоимость самых ходовых товаров на полках магазинов (продукты, дешевые промтовары) и хоть и не в полной мере, но вызывают его подорожание в рознице. Также рост экспортных цен, вслед за ним оптовых цен внутри России вынуждает государство увеличивать выплаты нефтяным компаниям, что означает дополнительную нагрузку на бюджет. Так работает демпфирующий механизм, снижающий зависимость биржевых котировок в нашей стране от мировых цен на нефть. В США же рост цен на АЗС - это самый яркий показатель плохой работы правительства и президента.

США ищут нового союзника на нефтяном рынке, но пока на их призывы откликнулись только импортеры нефти - Япония, Индия, Китай и некоторые другие. Максимально, что могут сделать эти страны общими усилиями, раскрыв стратегические резервы, - это на время задержать рост котировок барреля. Старые связи Вашингтона, например, с Саудовской Аравией, работать перестали. Экономических рычагов давления на Ближний Восток у США почти не осталось, любые санкции бумерангом ударят по самой Америке, а Эр-Рияд больше не хочет действовать себе в ущерб, увеличивая добычу нефти. Королевство заинтересовано в дорогом барреле и даже не скрывает этого.

США не помешал бы новый союзник из числа крупных стран - производителей нефти для давления на ОПЕК, отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. Играя вдвоем с Россией, можно было бы выстраивать еще более эффективные схемы давления на мировой рынок. Но, учитывая общий политический контекст, такая "игра в паре" на нефтяном рынке сегодня для Вашингтона и Москвы едва ли возможна, считает Андрианов.

С последним согласен аналитик "Финам" Андрей Маслов, который подчеркнул, что, учитывая текущую геополитическую повестку, шансы на переговоры по нефтегазовому сектору, довольно малы.

США ищут нового союзника на нефтяном рынке, но пока на призыв откликнулись лишь импортеры - Япония, Индия, Китай

Но, по мнению Симонова, в разговоре двух президентов нефтяная тема обязательно всплывет, хотя бы со стороны климатической повестки и обсуждения "Северного потока-2". Это может быть неофициальная часть, но Байдену с Путиным есть о чем разговаривать. Мы конкурируем и толкаемся локтями на рынке Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Учитывая общие долгосрочные интересы, джентльменское соглашение о совместных действиях и договор не мешать друг другу, вполне возможен. Это и есть реальная политика, считает Симонов.

При этом эксперт отметил, что история прошлогодней сделки ОПЕК+ показала, что США будут действовать только в темную, не беря официально на себя никаких обязательств.

Схожую точку зрения высказал Андрианов. Любые соглашения США с иностранными производителями нефти и газа могут иметь лишь краткосрочный тактический характер. Поэтому подобные сделки вряд ли заинтересуют производителей, нацеленных на долгосрочную монетизацию своих природных ресурсов. Неудивительно, что страны ОПЕК+ пока не прислушиваются к Байдену и не наращивают добычу. Теоретически Россия и США могли бы "кроить" мировой рынок в соответствии со своими целями и задачами, но для этого сейчас нет ни политических условий, ни необходимого взаимного доверия двух сторон, ни особой заинтересованности со стороны американского руководства, считает Андрианов.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 06.12.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики