Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Для Китая в приоритете страны, входящие в проект «Шелкового пути»

«Для Китая в приоритете страны, входящие в проект «Шелкового пути»

Интервью Caliber.Az с экспертом Фонда национальной энергетической безопасности, научным сотрудником Финансового университета при правительстве РФ Станиславом Митраховичем.

- Что нужно Азербайджану для того, чтобы использовать все преимущества коридора «Восток-Запад»?

- Напрашиваются какие-то решения, связанные с энергетическим эффектом. Возможно это взаимные инвестиции с другими участниками коридора «Восток-Запад» или привлечение китайских, турецких инвестиций в страну.

Что касается российских инвестиций, то теоретически это возможно, однако для этого необходимо четкое понимание того, что именно транзитировалось бы в эти маршруты и куда именно. Думаю, что тут можно найти варианты, тем более что структура международной торговли и сами товары тоже меняются. В общем здесь есть варианты, над которыми нужно подумать.

В свою очередь Азербайджану логичнее было бы поискать, какие еще товары, помимо углеводородов, могли бы экспортироваться, либо реэкспортироваться через него. Но тут большой вопрос к структуре азербайджанского экспорта, есть ли возможности найти что-то иное помимо нефти и газа? Это не исключено.

Кстати, по мере развития, скажем, новой энергетики, возобновляемых источников энергии появляется спрос на различные металлы или материалы, которые раньше не были столь привлекательны, а теперь окажутся в фокусе внимания. В этом смысле, если выяснится, что те или иные минералы в Азербайджане найдены, их тоже можно экспортировать по коридору «Восток-Запад».

- Известно, что коридор «Восток-Запад» является китайской инициативой, но что видит официальный Пекин в этом проекте и насколько он у него в приоритете?

- Китай - сверхдержава, которая пытается проецировать свое влияние в самых разных регионах мира. У Пекина подобных инициатив огромное количество. Китай хочет, чтобы все ключевые маршруты, которые идут в него или из него, контролировались либо им, либо более или менее дружественным Китаю режимом. В этом смысле страны, входящие в проект «Шелкового пути» или коридора «Восток-Запад», для Китая в приоритете.

- Повторяет ли коридор «Восток-Запад» исторический маршрут Шелкового пути или существуют различия?

- В России часто говорят про «Восток-Запад», как о продолжении Сибирской магистрали (Китай, Россия, Казахстан, Белоруссия, Польша), а в Азербайджане рассматривают «Восток-Запад», как маршрут через Каспийское море (Туркменистан, Иран, Азербайджан).

Такие варианты существуют, тем более недавно было заключено соглашение о своповых поставках туркменского газа через Иран в Азербайджан. Кроме газопроводных маршрутов, там теоретически может быть и железнодорожный путь. Это тоже будет считаться частью проекта «Восток-Запад». То есть отличие есть. Существует несколько вариантов одновременно конкурирующих маршрутов, и все они построены на идее синергии.

- Насколько безопасен коридор «Восток-Запад» в современных геополитических реалиях?

- Безопасность теоретически может быть и нарушена. Например, в случае каких-то боевых действий, связанных с Ираном. У ИРИ очень сложные отношения с США, Израилем, Саудовской Аравией. Многое зависит от ситуации в Иране. Может администрация Байдена снимет санкции, тогда Иран будет активнее участвовать. Если без Ирана, тогда это сложнее. К тому же Карабахский вопрос еще не до конца разрешен.

Автор: Гусейн Сафаров

Источник: Caliber.Az, 09.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики