Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Антимонопольное дело Польши против «Газпрома» обречено на провал

Антимонопольное дело Польши против «Газпрома» обречено на провал

Министр климата Польши Анна Москва попросила Европейскую комиссию начать антимонопольное разбирательство против «Газпрома».

Министр считает, что российская компания нарушает принципы функционирования европейского рынка, из-за чего растут цены на газ.

Москва призывает Европейскую комиссию принять сдерживающие меры в отношении «Газпрома».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал «Журналистской правде», в чем же виноват «Газпром».

«Польша настаивает на том, что «Газпром» манипулирует рынком в 2021 году. Основной их аргумент заключается в том, что цены на газ постоянно растут, и в чем и виноват «Газпром». Польша доказывает это тем, что российская компания до сентября суммарно качала больше газа в Европу, а потом – уменьшила поставки, в том числе по газопроводу «Ямал-Европа», и не берет дополнительные объемы прокачки через Украину. С января по конец августа 2021 года «Газпром» бронировал и прокачивал по 120-126 млн. кубов газа в сутки через Украину, хотя по долгосрочному контракту обязан прокачивать 109 млн. кубов в сутки.

Польша настаивает на том, что таким образом «Газпром» создал дефицит газа в Европе, и цены из-за этого поднялись. Доказать это будет крайне сложно, потому что «Газпром» полностью выполняет все свои контрактные обязательства, и нет ни одного нарушения. Другой вопрос, что в первое полугодие, помимо долгосрочных контрактов, «Газпром» отправлял больше объемов на спотовый рынок. Польша хочет доказать, что «Газпром» стал намеренно поставлять меньше газа на рынки краткосрочных контрактов для того, чтобы в Европе возник дефицит газа, и ЕС наконец запустил «Северный поток – 2».

«Газпром» объясняет, что не только компания определяет, сколько прокачивать, а в том числе и покупатель. Если на том конце трубы в Европе нет спроса, компания не сможет поставлять дополнительные объемы газа. Снижение спроса связано с тем, что в первом полугодии цены на газ были ниже, а летом начали расти. Прошлой зимой и в начале весны цены на газ составляли порядка 350 долл. за тысячу кубометров. Обычно к лету они снижались, но тут начали расти. В итоге, когда цены достигли уровня 700-800 долл. за тысячу кубометров на спотовых рынках, то многие покупатели не смогли себе позволить покупать такой дорогой газ, поэтому «Газпром» стал меньше поставлять и прокачка сократилась.

Антимонопольное дело Польши против «Газпрома» не увенчается успехом. Нужно судить поставщиков СПГ, которые взяли и направили свой товар на азиатские рынки, где цены выше, и они там смогут больше заработать. Нужно судить европейских политиков за то, что они пугали собственные компании, чтобы те не вкладывали деньги в добычу в самой Европе (в Северном море добыча падает ускоренными темпами). Ведь им говорят, что завтра газ будет не нужен, и инвестиции не оправдаются. Конечно, всё это способствовало возникновению дефицита на рынке ЕС.

Расследование против «Газпрома» нужно для того, чтоб европейские политики смогли объяснить своим избирателям, почему в Европе возник такой жесткий дефицит газа. Ведь от высоких цен пострадали простые люди, у которых счета за отопление и электроэнергию взлетели в несколько раз. Конечно, они возмущены и спрашивают, кто виноват. А европейские политики объясняют им, что виноваты проклятая Россия и «Газпром». Настоящие причины (падение добычи, низкая эффективность ВИЭ из-за погодных условий, уход поставщиков СПГ в Азию) замалчиваются. Европейские политики хотят переизбраться на следующие сроки, а для этого нужно объяснить избирателям, кто виноват в высоких ценах на газ. Обычно подобные расследования тянутся несколько лет, а когда выяснится, что «Газпром» не виноват, политики уже переизберутся и забудут эту историю».

Источник: Журналистская правда, 09.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики