Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков о том, сможет ли Польша повредить «Газпрому»

Игорь Юшков о том, сможет ли Польша повредить «Газпрому»

 

Польша активно пытается инициировать новое антимонопольное расследование против «Газпрома». Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в интервью Украина.ру обозначил самый худший сценарий для российской компании

-Игорь, министр экологии Польши Анна Москва заявила, что «Газпром» нужно наказать за высокие цены на газ в Европе и сказала, что потребует от Еврокомиссии начать антимонопольное расследование против российской компании. Что это за расследование и какое наказание может назначить Еврокомиссия?

— Скорее всего, речь идет о том, что Польша обвиняет Россию в манипулировании ценами на газовом рынке в 2021 году, когда мы видели только повышение цен на газ.

Обычно в зимний период выше цены, в летний — ниже. Из-за этого как раз летом происходит закачка газа в подземные хранилища, запасаются к новому отопительному сезону — в том числе чтобы сэкономить.

А в этом году вышли из отопительного сезона и цены не упали. Они росли летом, росли осенью и продолжают расти зимой.

Этому есть много причин. Первая — зима была продолжительная и холодная в отопительный сезон 2020-2021 года, из которого европейцы вышли с опустошенными хранилищами газа.

А в летний период газа закачали мало, так как цена постоянно повышалась, а трейдеры каждый раз полагали, что это пик цены и дальше пойдет снижение.

В итоге газ так и не подешевел, и они пришли к отопительному сезону с меньшими объемами газа, чем в среднем в предыдущие годы.

Плюс к этому собственная добыча в Европе падает стремительными темпами. У них и так истощались месторождения, а в последние годы европейские политики запугивают энергетические компании, говорят, что энергопереход происходит, и скоро ваши нефть и газ будут не нужны и туда не нужно вкладывать деньги.

И компании не вкладывались даже в поддержание текущей добычи. Это тоже результат климатической политики Евросоюза.

ЕС также активно выдавливал газ и уголь из энергобаланса. Они массово закрывали угольные и газовые электростанции, угольные шахты. Все это привело к дефициту.

Кроме того, ветряная энергетика в этом году выработала значительно меньше энергии, чем в предыдущие годы. Ветра было мало.

А во всем обвиняют «Газпром» — якобы он недопоставляет газ, хотя объемы поставок в этом году у него высокие. В первом полугодии он вообще шел на исторический рекорд по объемам поставок газа в ЕС. 

 

— В чем же тогда его обвиняют? К чему смогли придраться?

— Смотрите, примерно с сентября «Газпром» начал сокращать объемы поставок. Притом что и в первое, и во второе полугодие «Газпром» выполнял и выполняет все свои контракты.

Просто в первом полугодии у него были дополнительные заказы, на дополнительные объемы отгрузки, и он их выполнял. А во второе полугодие этого не происходит.

Поэтому формально по общим объемам экспорта у него произошло уменьшение примерно с сентября. Поляки говорят: смотрите, «Газпром» сначала качал много, а потом стал меньше качать. Вот он и виноват в том, что цены выросли.

Мол, «Газпром» таким образом манипулирует рынком, все больше задирает цены и заставляет европейцев в ускоренном режиме выдать разрешение на ввод в эксплуатацию «Северного потока — 2».

Но в реальности здесь проблема не в «Газпроме». Он как выполнял долгосрочные контракты, так и выполняет. Ни одного факта срыва поставок нет.

А почему он дополнительные поставки раньше осуществлял, а теперь не осуществляет… В том-то и вопрос: они есть, эти дополнительные заявки, или их нет?

«Газпром» представляют как компанию, которая якобы определяет, сколько в Европе потребляют газа. Поляки и подобные критики «Газпрома» заявляют, что на другом конце трубы якобы никого нет, что все решает только «Газпром».

В действительности если у «Газпрома» никто не заказывает на том конце трубы дополнительные объемы, то что он качать будет? Куда он это будет качать? Поэтому он и не качает — потому что там спроса нет.

А спроса нет потому, что там цены выросли. Этим и объясняется, почему в первом полугодии спрос был, а во втором — нет. Потому что цены постоянно растут, и когда они достигли уровня $700-800, это начало убивать спрос и потребление.

Потребитель не может себе позволить купить газ по таким ценам. По долгосрочным контрактам «Газпрома» цены ниже, но вот эти дополнительные заявки он удовлетворял по спотовым ценам. А там сейчас больше тысячи долларов за тысячу кубов.

Естественно, по такой цене мало кто может себе позволить покупать газ. Если и покупают, то в меньших объемах, пытаются сэкономить.

По этой причине и угля стали больше покупать в этом году — пытались уменьшить потребление газа за счет перехода на уголь.

Поэтому я думаю, что перспектив такого антимонопольного расследования фактически нет. Во-первых, потому, что никто газ не покупал по таким ценам, во-вторых — а давайте тогда всех поставщиков судить.

Почему СПГ уходил в большей степени на азиатские рынки? Там цены выше, конечно, поставщики хотели заработать и отправляли газ туда.

Давайте тогда судить европейских политиков, которые призывали не добывать газ на территории ЕС. Это ведь они, получается, манипулировали рынком, специально выдавливали отдельные энергоносители, чтобы газ стал дефицитным и дорогим. Это же их стратегия! Давайте их тоже судить.

Я думаю, что попытаются зацепиться за что-то, чтобы создать впечатление, что «Газпром» не выполняет в принципе европейские законы, пренебрегает ими, а значит, не надо идти ему навстречу и давать ему разрешение, чтобы его дочерняя компания Nord Stream 2 AG была компанией-оператором «Северного потока — 2», нельзя разрешать загружать «Северный поток» на полную мощность и так далее.

— Но и политика противодействия «Северному потоку — 2» тоже сыграла большую роль в том, что в Европе выросли цены на газ. Вот если представить себе самый худший сценарий — Польша добилась своего и антимонопольное расследование завершилось не в пользу «Газпрома» — что будет ожидать «Газпром»? Какие могут быть санкции? Если это будет, к примеру, штраф, то насколько большой? В свете ожидаемых сверхдоходов «Газпрома» в этом и следующем годах.

— Никакой штраф, который может начислить Еврокомиссия после антимонопольного расследования, не перекроет доходы «Газпрома». Если он и случится, то будет привязан к обороту компании. 

 

Принцип такой: если ты манипулировал рынком, то ты получил сверхдоходы, поэтому мы с тебя снимаем какой-то процент от того самого дохода.

В самом худшем случае будет начислен штраф от годового оборота в размере от 1% до 10%, и «Газпром» все равно заработает гораздо больше, чем заплатит штрафов.

Но я думаю, что дело вообще развалится и вряд ли дойдет до какого-либо решения. Очень глупо обвинять «Газпром» в том, что это ему выгодно, так как при ценах в 1000 долларов за тысячу кубов начинает спрос отмирать.

Поэтому «Газпром» и говорит, что ему, скорее, были бы выгодны более умеренные цены. Да, высокие, $300-400 за тысячу кубов, но не $1000.

— А могут ли возникнуть проблемы у «Северного потока — 2»?

— Я уверен, что даже при самом худшем сценарии санкции никак не затронут «Северный поток — 2». Процесс сертификации все эти антимонопольные дела никак не затрагивают, «Северный поток — 2» останется «за скобками».

Тот, кто был противником «Северного потока — 2», так им и останется. А все остальные все и так прекрасно понимают.

Автор: Василий Темный

Источник: Ukraina.ru, 10.12.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики