Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Уход от России

Уход от России

Еврокомиссия просит национальные правительства отказаться от импортного топлива. Энергостратегия ЕС грозит России потерей части рынка сбыта, отмечают эксперты, но шансов реализовать ее мало

Евросоюз намерен потратить 1 трлн евро на диверсификацию источников энергоресурсов до 2020 г., говорится в представленной вчера энергетической стратегии. Кризис практически заморозил инвестиции в повышение энергоэффективности, признал еврокомиссар Гюнтер Эттингер, но модернизацию энергетики больше нельзя откладывать. Европейский энергосектор недостаточно конкурентоспособен, технологии устарели, инфраструктура недоразвита, констатирует Еврокомиссия.

Необходимо снизить зависимость от импорта топлива, говорится в документе, к 2020 г. увеличить использование возобновляемых источников энергии за счет снижения доли традиционных углеводородов на 20%; на столько же должна вырасти энергоэффективность. Если не принять меры, то к 2020 г. энергоэффективность повысится лишь на 9%, предупредил Эттингер. По его словам, полноценного внутреннего энергетического рынка в ЕС нет, но за пять лет Еврокомиссия намерена создать все условия для его появления: построить инфраструктуру, простимулировать конкуренцию поставщиков и взаимную солидарность стран ЕС при проведении энергетической политики.

Снижение зависимости от российского импорта — не новая идея: европейские чиновники заговорили об этом после российско-украинского конфликта зимой 2009 г., отмечает Валерий Нестеров из «Тройки диалог». ЕС хочет застраховаться, но доля российских поставок в обозримой перспективе не изменится, уверен он. «Политически и технически стратегия нереализуема, сократить на 20% зависимость от импорта ЕС быстро не сможет», — согласен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Тем не менее в России видят желание Европы диверсифицировать источники поставок, поэтому отечественные компании активно реализуют проекты, обеспечивающие продажу энергоресурсов в Азию, замечает Нестеров.

Уходить от России в Европе не собираются, говорил вчера Эттингер: «ЕС полностью доверяет России как энергетическому партнеру». «Газпром» рассчитывает увеличить долю на рынке ЕС с 25-26 до 32% к 2020 г., говорилось в февральской презентации концерна для инвесторов.

Доля «Газпрома» не вырастет, уверен директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Избыток газа на мировых рынках сохранится до 2020 г., прогнозирует он: «ЕС будет увеличивать закупки у альтернативных поставщиков. После завершения текущих контрактов “Газпром” может оказаться в ситуации, когда ему придется отвоевывать свою долю на рынке и идти на серьезные уступки по ценам». У Еврокомиссии несколько прогнозов спроса на газ: один предполагает снижение потребления в 2030 г. на 2% к уровню 2005 г., другой рисует более существенный спад — 12%, что отразится на объемах импорта, отмечает Корчемкин.

Аргументов против реализации энергостратегии в таком виде много, считают аналитики. Стратегия слишком амбициозна, констатирует главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов: «Триллион евро — гигантская сумма для региона, который борется с кризисом суверенных долгов и говорит об экономии расходов». Вряд ли такая сумма будет действительно инвестирована, если только ЕС не откажется от поддержки социальной сферы, уверены эксперты.

Вчера Эттингер попросил лидеров стран ЕС одобрить стратегию на первом энергосаммите Евросоюза в феврале 2011 г. Есть конфликт интересов и внутри ЕС, не все страны готовы поддержать стратегию, поскольку оплачивать ее расходы придется именно национальным правительствам, отмечает Лукьянов. Громкие заявления ЕС не всегда реализовывались, напоминает он, яркий пример — принятая в 2000 г. лиссабонская стратегия, которая должна была превратить ЕС в самую конкурентоспособную экономику в мире.

Авторы: Екатерина Кравченко, Денис Шолохов

Источник: Ведомости, 11.11.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики