|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Уход от России Уход от РоссииЕврокомиссия просит национальные правительства отказаться от импортного топлива. Энергостратегия ЕС грозит России потерей части рынка сбыта, отмечают эксперты, но шансов реализовать ее мало Евросоюз намерен потратить 1 трлн евро на диверсификацию источников энергоресурсов до 2020 г., говорится в представленной вчера энергетической стратегии. Кризис практически заморозил инвестиции в повышение энергоэффективности, признал еврокомиссар Гюнтер Эттингер, но модернизацию энергетики больше нельзя откладывать. Европейский энергосектор недостаточно конкурентоспособен, технологии устарели, инфраструктура недоразвита, констатирует Еврокомиссия. Необходимо снизить зависимость от импорта топлива, говорится в документе, к 2020 г. увеличить использование возобновляемых источников энергии за счет снижения доли традиционных углеводородов на 20%; на столько же должна вырасти энергоэффективность. Если не принять меры, то к 2020 г. энергоэффективность повысится лишь на 9%, предупредил Эттингер. По его словам, полноценного внутреннего энергетического рынка в ЕС нет, но за пять лет Еврокомиссия намерена создать все условия для его появления: построить инфраструктуру, простимулировать конкуренцию поставщиков и взаимную солидарность стран ЕС при проведении энергетической политики. Снижение зависимости от российского импорта — не новая идея: европейские чиновники заговорили об этом после российско-украинского конфликта зимой 2009 г., отмечает Валерий Нестеров из «Тройки диалог». ЕС хочет застраховаться, но доля российских поставок в обозримой перспективе не изменится, уверен он. «Политически и технически стратегия нереализуема, сократить на 20% зависимость от импорта ЕС быстро не сможет», — согласен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Тем не менее в России видят желание Европы диверсифицировать источники поставок, поэтому отечественные компании активно реализуют проекты, обеспечивающие продажу энергоресурсов в Азию, замечает Нестеров. Уходить от России в Европе не собираются, говорил вчера Эттингер: «ЕС полностью доверяет России как энергетическому партнеру». «Газпром» рассчитывает увеличить долю на рынке ЕС с 25-26 до 32% к 2020 г., говорилось в февральской презентации концерна для инвесторов. Доля «Газпрома» не вырастет, уверен директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Избыток газа на мировых рынках сохранится до 2020 г., прогнозирует он: «ЕС будет увеличивать закупки у альтернативных поставщиков. После завершения текущих контрактов “Газпром” может оказаться в ситуации, когда ему придется отвоевывать свою долю на рынке и идти на серьезные уступки по ценам». У Еврокомиссии несколько прогнозов спроса на газ: один предполагает снижение потребления в 2030 г. на 2% к уровню 2005 г., другой рисует более существенный спад — 12%, что отразится на объемах импорта, отмечает Корчемкин. Аргументов против реализации энергостратегии в таком виде много, считают аналитики. Стратегия слишком амбициозна, констатирует главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов: «Триллион евро — гигантская сумма для региона, который борется с кризисом суверенных долгов и говорит об экономии расходов». Вряд ли такая сумма будет действительно инвестирована, если только ЕС не откажется от поддержки социальной сферы, уверены эксперты. Вчера Эттингер попросил лидеров стран ЕС одобрить стратегию на первом энергосаммите Евросоюза в феврале 2011 г. Есть конфликт интересов и внутри ЕС, не все страны готовы поддержать стратегию, поскольку оплачивать ее расходы придется именно национальным правительствам, отмечает Лукьянов. Громкие заявления ЕС не всегда реализовывались, напоминает он, яркий пример — принятая в 2000 г. лиссабонская стратегия, которая должна была превратить ЕС в самую конкурентоспособную экономику в мире. Авторы: Екатерина Кравченко, Денис Шолохов Источник: Ведомости, 11.11.2010 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|