Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа может подтолкнуть Россию к упрощению экспорта газа

Европа может подтолкнуть Россию к упрощению экспорта газа

Польша настаивает на антимонопольном разбирательстве в отношении "Газпрома" из-за высоких цен на газ в Европе, которые, кстати, опять растут (выше 1300 долларов за тысячу кубометров). Едва ли разбирательство выльется во что-то серьезно для компании, выполнившей все свои контрактные обязательства, но может стать еще одной причиной для изменения правил экспорта газа из России.

Рядом маячит газопровод "Северный поток-2", запуск которого та же Польша пытается заблокировать под соусом заботы об Украине. Но на законных основаниях помешать полноценному вводу его в эксплуатацию, можно лишь поставив под сомнение прозрачность работы единственного экспортера трубопроводного газа из России. Таковым по законам нашей страны является "Газпром", и он же оператор всех экспортных газопроводов на территории России.

"Газпром" не нарушил никаких своих обязательств по поставкам в Европу по долгосрочным договорам и близок к рекорду по объемам экспорта газа. Единственное в чем может попытаться обвинить его Еврокомиссия - в целенаправленном сдерживании заполнения европейских подземных хранилищ газа (ПХГ) и ограничении продаж дополнительных объемов газа через биржевые площадки, что привело к рекордным ценам на газ. Доказать и то и другое практически невозможно. Компания всегда может сослаться на приоритет обеспечения газом внутреннего рынка России, из-за чего не могла нарастить поставки на запад.

Но из-за чрезмерной политизации всех тем связанных с энергоресурсами, вполне возможно, что строгих доказательств не потребуется. Как отметил замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, при большом желании всегда можно найти, в чем обвинить. Призывы Польши это политически мотивированная истерика с целью создать дополнительные проблемы России на энергетическом рынке Европы в интересах США. Сама процедура расследования в ЕС, если оно начнется, очень длительная - несколько лет. Поэтому на процесс сертификации "Северного потока-2" влияния не окажет, уточнил эксперт.

При этом рычагов давления на Россию за исключением обновленной Газовой директивы, ограничивающей прокачку газа для владельцев трубопроводов на 50%, у Европы нет. Украинский и польские маршруты не могут попасть под эти ограничения, газопроводы принадлежат местным компаниям, а значит, под ударом окажутся два "Северных потока" - уже работающий (который пока выведен из-под действия Газовой директивы) и еще не запущенный, а также газопровод Opal (продолжение Северных потоков") на территории Германии.

Именно такую цель и преследует инициатива Польши, отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. Что называется, не мытьем, так катаньем. Задача Варшавы - любой ценой создать негативный информационный фон вокруг "Газпрома", считает он.

Европа может ввести дополнительные ограничения не против всего российского газа, а только поставок "Газпрома". Поэтому наша страна в ответ на это может изменить условия экспорта газа, допустив к "Северным потокам" других поставщиков. Проблема в том, что это потребует изменить и структуру внутреннего рынка газа в России. Пока, большей частью, за него ответственен также "Газпром". Кроме того, есть репутационные риски.

Это голубая мечта ЕС - заставить Россию поменять свою экспортную политику, считает Гривач. Но поскольку российский газ играет очень важную роль в деле обеспечения Европы энергоресурсами, они вынуждены считаться с нашей позицией и действовать не силой, а хитростью. Расследование может быть использовано для такого скрытого давления, подчеркнул эксперт.

В последние годы "Газпром" только и делает, что меняет правила экспорта, реагируя на европейские "моды и вкусы", подстраиваясь под любые европейские капризы, отмечает Андрианов. К примеру, в долгосрочных контрактах с Германией содержатся обязательства "Газпрома" при определенных обстоятельствах (погода и прочее) поставлять большие объемы газа.

С другой стороны, Россия и Европа не могут не договориться. Альтернатив российскому газу у ЕС нет. Даже с учетом роста производства американского и катарского сжиженного природного газа (СПГ), его свободных объемов (невостребованных на премиальном рынке в Азии) не хватит, чтобы закрыть треть от российских поставок. Для нашей страны газовый экспорт играет все большую роль в наполнении бюджета. В этом году за 10 месяцев "Газпром" экспортировал газа на 39,8 млрд долларов. Из них, не считая дивидендов и налоговых выплат, 30% - это экспортная пошлина.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 13.12.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики