Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва и Минск разобрались с пошлинами

Москва и Минск разобрались с пошлинами

Москва и Минск как никогда близки к тому, чтобы завершить боевые действия на «таможенном фронте». Как сообщает «Коммерсантъ», белорусское руководство согласилось урегулировать спор с Россией о нефтяных пошлинах на условиях, которые ранее были предложены российскими властями.

Компромисс состоит в том, что российская сторона полностью отказывается от пошлин на экспорт сырой нефти в Белоруссию. При этом Минск будет в полном объеме оплачивать пошлины на произведенные белорусскими НПЗ нефтепродукты, которые экспортируются дальше в Европу. Как сообщают в Минфине РФ, Белоруссия согласна на предложенные условия даже в том случае, если РФ резко повысит экспортные пошлины на нефтепродукты (до сих пор экспортная пошлина на сырую нефть в нашей стране была выше, чем на нефтепродукты, чтобы стимулировать нефтепереработку).

Таким образом, снимается противоречие между наличием единого таможенного пространства (что предполагает отмену любых внутренних пошлин на товары в рамках недавно созданного Таможенного союза) и вполне справедливым стремлением Москвы получать свою часть прибыли от переработки и последующей реализации на европейском рынке Белоруссией дешевого (поставляемого на беспошлинной основе) углеводородного сырья из России.

Напомним, что выяснение отношений, начавшееся с выдвижения серии взаимных обвинений (Александр Лукашенко публично назвал политику Москвы «подрывом основ Союзного государства», получив от нее аналогичное обвинение в свой адрес), плавно переместилось в стены Экономического суда СНГ, куда белорусское руководство обратилось с соответствующим иском. Постсоветская Фемида ранее рекомендовала Москве временно отменить пошлину на нефтепродукты, однако российская сторона тогда не согласилась с этим решением.

Российско-белорусский компромисс комментирует директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

– Я считаю, что это – действительно взаимоприемлемая формула. Отныне вся нефть из России в Белоруссию не будет облагаться пошлинами. Но при этом российский бюджет будет получать пошлину за нефтепродукты, пересекающие таможенную границу Белоруссии и, например, Польши. Это – самая рациональная и разумная схема, которую можно было придумать. И то, что Минск на нее согласился, показывает, что все выкрутасы, которые мы наблюдали в последнее время со стороны президента Белоруссии (и с венесуэльской нефтью, и прочее энергетическое прожектерство), – не более чем отвлекающие маневры.

Через Одессу и порты Прибалтики в Белоруссию поставлялись незначительные объемы нефти. Правда, этого хватало белорусскому руководству для того, чтобы создавать много шуму из ничего, заявляя о том, что ему, дескать, удалось заменить российскую нефть венесуэльской. Понятно, что последняя после такой транспортировки будет дороже российской, о чем мы уже неоднократно говорили. По I кварталу было видно, что цена одной тонны венесуэльской нефти превышает российскую более чем на $200.

Так что, получается, иногда даже Лукашенко способен трезво мыслить, и остается надеяться, что эта история придет к логическому завершению. Правда, зная белорусское руководство, можно догадываться, что новых выкрутасов с его стороны исключать нельзя, тем более что нам еще предстоит договориться по газу на следующий квартал. Судя по не вполне адекватным недавним заявлениям премьера Белоруссии по поводу того, что белорусская сторона готова перейти на принцип равнодоходности только с 2015 года, разногласия могут вспыхнуть с новой силой. Хотя по соглашениям, подписанным пять лет назад, предполагалось, что уже с 2011 года цена поставок в Белоруссию будет определяться по формуле «цена для Европы минус транзит минус 30%-я экспортная пошлина». Однако для Минска эта старая договоренность вдруг стала откровением… Вот почему я боюсь, что тема с нефтяными пошлинами все равно не будет закрыта, тем более что в Белоруссии скоро выборы. И я не исключаю, что Лукашенко скоро снова поднимает тему «ужасной России».

Автор: Кирилл Говоров

источник: KM-news.ru, 11.11.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики