Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зарубежные собственники поднимают планку

Зарубежные собственники поднимают планку

Приход зарубежных собственников в энергетику России, предусмотренный в период реформирования РАО ЕЭС, – тенденция государственного значения.

Она «работает» не только на модернизацию отрасли, но и на повышение престижа страны за рубежом. Более того, иностранные компании подают пример своим российским коллегам, поднимая стандарты правил ведения бизнеса. Так считает Игорь Юшков, аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ).

– Зарубежные компании, пожелавшие участвовать в приватизации наследства РАО «ЕЭС России», заплатили за выход на российский рынок электроэнергии высокую цену в прямом и переносном смысле слова. Вспомним, к примеру, компанию Enel, которая выплатила за акции ОАО «ОГК-5» невиданную в истории российской энергетики цену.

– Насколько уверенно чувствуют себя зарубежные собственники российской генерации сегодня?

– Судя по публичным заявлениям и беседам в доверительной обстановке, глобального разочарования зарубежных инвесторов в российской энергетике не произошло, хотя проблем, связанных с ведением бизнеса в России, у них немало. Во-первых, зарубежные энергетические компании рассматривали и рассматривают приобретенные ими российские активы как органичную составляющую собственного бизнеса. Во-вторых, несмотря на достаточно высокую цену и жесткие обязательства, новые собственники российской энергетики приобрели генерирующие активы на достаточно выгодных условиях, связанных с самой спецификой энергетической отрасли в России. Особенность российской генерации состоит в том, что она вырабатывает электричество и тепло одновременно. И если цена мегаватта электроэнергии оказалась действительно высока, то тепловая составляющая досталась покупателям практически даром. При этом новые собственники российской генерации возлагали большие надежды именно на тепловой бизнес и рассчитывали на то, что в условиях российских зим тепловая энергия будет востребована на любых условиях, даже если обещанный рост потребления электроэнергии окажется ниже прогнозных цифр.

– На практике же вышло так, что именно долги за тепло стали одной из важнейших проблем российской энергетики, да и обещанного роста потребления электроэнергии не произошло. Хотя рассчитывать на иной результат в условиях мирового финансового кризиса, наверное, было бы наивно…

– Действительно, роста потребления электроэнергии на 5 и более процентов в год, обещанного при распродаже наследства РАО ЕЭС, не произошло. Напротив, энергетики столкнулись со спадом потребления электроэнергии, равным все тем же 5‑6 процентам в год. К сожалению, иностранные собственники, как и их российские коллеги, столкнулись и с другими невыполненными обещаниями, связанными с темпами реформирования российской энергетики. Они рассчитывали на обещанный в самом скором времени запуск рынка мощности, на практике же это событие без конца откладывалось, так что до недавнего времени иностранные инвесторы, строившие новые мощности в России, действовали на свой страх и риск.

Они испытывают проблемы, связанные с коррумпированностью российских регулирующих организаций, с высокими пошлинами на ввоз оборудования (в том числе и такого, которое не производится в России), с несогласованностью российских и международных технических стандартов, что существенно мешает внедрению в российской энергетике и новых технологий.

Очень существенны проблемы, связанные с российскими монополистами, которые являются крупнейшими поставщиками топлива для генерирующих станций и решают вопросы, связанные с состоянием инфраструктуры. К примеру, E.On, собственник ОАО «ОГК-4», никак не может договориться с ОАО «РЖД» о восстановлении разобранной в прежние годы железнодорожной ветки, необходимой для доставки угля на Черепетскую ГРЭС; кроме того, насколько мне известно, эта же компания до сих пор не решила проблему дефицита газа для Яйвинской ГРЭС.

– С другой стороны, зарубежные компании обладают большими возможностями для привлечения кредитных ресурсов, необходимых для финансирования инвестиционных программ. Насколько существенно это преимущество для ведения бизнеса в России?

– Такое преимущество действительно налицо, и следует отметить, что иностранные собственники энергоактивов более ответственны в выполнении принятых ими инвестиционных обязательств, чем российские компании. Это связано не только с большими возможностями доступа к кредитным ресурсам, в том числе на льготных условиях, но и с более жесткими требованиями «сверху». Противостоять этому давлению для зарубежных компаний сложнее, так как они не располагают теми лоббистскими возможностями, которые есть у их российских коллег. Во всяком случае, такие возможности есть у крупнейших российских собственников энергоактивов, имеющих политическое «прикрытие».

Еще одно уязвимое место иностранных собственников – сложности, связанные с оптимизацией расходов, очень часто требующей не только внедрения новых методов ведения бизнеса, но и оптимизации численности персонала. Как правило, такие решения вызывают пристальное внимание и критику со стороны местных властей, опасающихся обострения социальных проблем, в то время как российские собственники чувствуют себя в этом отношении более спокойно.

– Идеологи энергетической реформы надеялись, что привлечение зарубежных компаний позволит не только привлечь инвестиции, но и внедрить новые стандарты ведения бизнеса. Сбылись ли эти ожидания?

– В этом отношении, как и в ситуации, связанной с выполнением инвестпрограмм, зарубежные собственники подают пример своим российским коллегам. Чтобы в этом убедиться, достаточно познакомиться с публичной отчетностью, размещенной на сайтах энергокомпаний, принадлежащих Enel, E.On и Fortum. Более того, новые правила ведения дел становятся примером для российских собственников, которые начинают подтягиваться к международным стандартам – отчасти по собственной инициативе, отчасти под влиянием общественного мнения, отчасти под влиянием регулирующих органов и акционеров.

Беседовала Ольга Мариничева

Источник: Энергетика и промышленность России, № 21 (161), 11.11.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики