Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия разрешит странам ЕС ставить «Газпрому» условия в хранилищах

Еврокомиссия разрешит странам ЕС ставить «Газпрому» условия в хранилищах

Еврокомиссия опубликовала предложения по развитию рынка газа, чтобы к 2050 году перейти к экономике с нулевыми выбросами. Среди них есть и меры, которые, по мнению Брюсселя, позволят избежать нынешнего энергокризиса в ЕС в будущем. Еврокомиссия разрешит странам ЕС ставить жесткие условия компаниям из третьих стран, которые контролируют хранилища.

Еврокомиссия опубликовала пакет предложений по изменению газовых норм и директив ЕС. Цель — переход Евросоюза к низкоуглеродной экономике. Так, к 2030 году выбросы СО₂ должны снизиться не менее чем на 55%, а к 2050 году страны ЕС должны достичь безуглеродной экономики. Там, где Европа не сможет использовать зеленую электроэнергию, предлагается применять водород и низкоуглеродный газ. Например, биогаз. Суть документа состоит в том, чтобы установить новые правила игры по использованию газовой инфраструктуры и предусмотреть активный выход на рынок водорода и низкоуглеродного газа. Еврокомиссия предлагает, например, не строить для транспортировки новые трубопроводы, а использовать уже имеющиеся газопроводы, чтобы снизить затраты.

Среди предложений Еврокомиссии есть и те, которые могут изменить ситуацию на газовом рынке уже в ближайшем будущем. В нынешний отопительный сезон страны ЕС вошли с низкими запасами газа, что привело к рекордному росту цен из-за опасений рынка. Брюссель предлагает свои ноу-хау, как избежать энергокризиса в будущем и более эффективно использовать хранилища. Так, при оценке рисков безопасности газоснабжения будут учитывать и мощности по хранению газа стран ЕС, и угрозы, которые несет контроль над хранилищами со стороны компаний из третьих стран. В случае если государство Евросоюза попадет в группу риска, то ему предоставят право ставить жесткие условия операторам и пользователям хранилищ.

Например, пользователям ПХГ могут установить обязательный минимальный объем газа, который должен находиться в хранилище. Также страны в зоне риска смогут проводить аукционы, тендеры и использовать аналогичные механизмы, чтобы стимулировать бронирование мощностей. Кроме того, власти стран смогут обязать операторов газотранспортных систем покупать и управлять стратегическими запасами газа.

«Если предложения будут приняты в таком виде, многие компании просто выйдут из этого бизнеса. И прекратят инвестиции в его поддержание и развитие», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

«Газпром» является крупнейшим иностранным пользователем европейских хранилищ. Традиционно свои запасы компания использует в качестве резерва для поставок клиентам в пиковые дни потребления, когда запросы превышают законтрактованные мощности из России или необходимы поставки в максимально сжатые сроки. Такого сейчас не может предложить ни один другой поставщик газа.

В Германии и Австрии компания контролирует четыре ПХГ («Хайдах», «Катарина», «Йемгум» и «Реден»), а в Нидерландах арендует мощности крупного хранилища «Бергермеер». Их общие мощности составляют около 11 млрд кубометров. К этому отопительному сезону ПХГ были заполнены менее чем на треть. С одной стороны, компании пришлось вести большой отбор во время планового ремонта на «Северном потоке» и газопроводе Ямал — Европа в июле и из-за аварии на заводе на Ямале в августе. С другой — у компании не было свободных объемов газа из-за рекордной закачки и потребления в самой России и она планировала запустить к отопительному сезону «Северный поток — 2».

Новые меры по хранилищам газа, если будут утверждены, непосредственно коснутся и российской компании, замечает замдиректора ФНЭБ. Он считает, что такой бизнес окажется «Газпрому» не нужен.

«Это как с развитием газотранспортных мощностей в странах Евросоюза, — замечает Алексей Гривач. — Теперь это делается только на основе субсидий из бюджетов ЕС, кроме продолжений „Турецкого потока“ в Болгарии и „Северного потока — 2“ в Германии. Все остальные — вложения за счет средств налогоплательщиков и конечных покупателей газа».

Источник: EADaily, 15.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики