Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия предложила не продлевать долгосрочные контракты на газ

Еврокомиссия предложила не продлевать долгосрочные контракты на газ

ЕК предложила запретить заключать долгосрочные контракты на газ после 2049 годаВ проекте разработанной Еврокомиссией директивы говорится, что никакие долгосрочные контракты на поставку природного газа не должны продолжать действовать после 2049 года. Ранее Владимир Путин называл действия ЕК необдуманными

Еврокомиссия (ЕК) предложила входящим в ЕС странам отказаться от продления действующих долгосрочных контрактов на поставку природного газа и заключения новых соглашений такого рода после 2049 года. Об этом говорится в сообщении ЕК, утвердившей ряд законодательных предложений по декарбонизации газового рынка Евросоюза.

«Никакие долгосрочные контракты на поставку ископаемого газа не должны заключаться на срок после конца 2049 года», — говорится в разработанном Еврокомиссией проекте директивы об общих правилах для внутренних рынков возобновляемых и природных газов и водорода.

В документе отмечается, что долгосрочные контракты на поставку природного газа остаются важной частью обеспечения входящих в ЕС государств энергией, однако они «не должны создавать препятствий» на пути использования низкоуглеродных и возобновляемых газов, к которым относятся, в частности, биометан (производится путем удаления углекислоты из биогаза, улавливаемого при разложении отходов) и добываемый из воды водород.

«Европе необходимо перевернуть страницу с ископаемым топливом и перейти к более чистым источникам энергии. Сегодня мы предлагаем правила, которые позволят осуществить этот переход и построить необходимые рынки, сети и инфраструктуру», — заявил исполнительный заместитель председателя комиссии Франс Тиммерманс.

Предложения Еврокомиссии подготавливают почву для энергетического перехода, отмечает старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Дмитрий Маринченко. По прогнозам профильной группы ООН (Inevitable Policy Response), потребление природного газа в Европе может упасть более чем на 60% к 2050 году, прежде всего за счет развития альтернативной энергетики. При таком сценарии постепенный отказ от долгосрочных контрактов оправдан, полагает Маринченко, а предложения Еврокомиссии, по сути, приведут к тому, что что риски структурного снижения спроса будут в большей степени нести не покупатели, а производители газа.

Есть риск, что из-за невозможности заключать долгосрочные контракты уровень инвестиционный активности в отрасли упадет слишком сильно, а цены на газ вырастут, предупреждает Маринченко. С другой стороны, 2049 год — это довольно нескоро, большинство проектов в газовой отрасли, в том числе СПГ, должны окупаться на горизонте 20 лет, поэтому немедленного сокращения инвестиций и предложения не случится, уверен эксперт. Он добавляет, что возможность координации закупок газа может привести к усилению переговорной позиции ЕС на рынке газа.

В преддверии публикации предложений Еврокомиссии агентство Bloomberg назвало их подготовку негативной новостью для России, настаивающей на заключении с «Газпромом» именно долгосрочных контрактов.

Осенью 2021 года президент России Владимир Путин назвал ошибкой принятое Еврокомиссией решение о сворачивании долгосрочных контрактов на поставки газа и переориентацию на биржевую торговлю топливом. «Сегодня стало абсолютно очевидным, что эта политика является ошибочной», — заявил Путин 6 октября, назвав действия Еврокомиссии «необдуманными».

Гораздо больше рисков для нормального сотрудничества в газовой сфере в ближайшие годы несет регулирование, связанное с выбросами метана, замечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. На его основе планируется выдавать сертификаты соответствия, в том числе для импортного газа. «Это фактически приграничный метановый налог, за счет которого они собираются финансировать свой переход к возобновляемым источникам энергии», — считает эксперт. Этот механизм усугубит ценовой газовый кризис в Европе и продлит его на неопределенное время.

Авторы: Евгений Калюков, Людмила Подобедова

Источник: РБК, 15.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики