Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: из-за европейских препятствий «Северный поток — 2» запустят не раньше мая-июня

Игорь Юшков: из-за европейских препятствий «Северный поток — 2» запустят не раньше мая-июня

Когда компанию Nord Stream 2 AG назначат оператором «Северного потока — 2», то такие игроки, как Польша будут оспаривать это решение, подавать в европейский суд и говорить, что это неправомерное решение немецкого регулятора, прогнозирует эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.

 

Ранее глава МИД Германии Анналена Бербок заявила, что на данный момент не может быть сертификации «Северного потока — 2», поскольку проект не соответствует европейским нормам. По ее словам, трубопровод не удовлетворяет требования европейского законодательства. До этого единственное требование Берлина состояло в том, чтобы Nord Stream 2 был зарегистрирован в Германии и вся документация была доступна немецкому регулятору.

— Игорь, есть ли еще какие-то причины, почему не сертифицируют этот проект?

— Надо оставить эмоции и рассмотреть фактуру. Приостановка сертификации произошла еще при Меркель, поэтому новая коалиция и новый глава МИДа никак не влияет ни на этот процесс, ни в целом на судьбу проекта. Сейчас идет бюрократическая процедура относительно того, может ли газопровод быть введен в эксплуатацию, отвечает ли он все требованиям законодательства.

Процесс сертификации разделен на две части. Первая — это проверка технического состояния газопровода. Здесь никаких нарушений нет. Немецкий регулятор признает, что он построен правильно, в соответствии со всеми нормами. Поэтому когда говорят, что «СП-2» не может быть введен в эксплуатацию, потому что он чему-то там противоречит, это не так.

К самой «трубе» у немцев никаких претензий нет. Но чтобы проект заработал, нужно назначить компанию-оператора, которая будет управлять «трубой». И вот здесь начинается вторая часть сертификации: может ли компания, которую «Газпром» хочет назначить оператором газопровода, стать таковой. Отвечает ли компания Nord Stream 2 AG требованиям европейского законодательства. И тут возникают вопросы.

— В чем проблема?

— Дело в том, что по антимонопольному законодательству Евросоюза функции поставщика газа и функции управления газопроводом должны быть разделены. На первый взгляд Nord Stream 2 AG не может быть оператором, потому что он напрямую принадлежит «Газпрому». Но в самом европейском законодательстве прописано, что если вы создаете такую систему, когда оператор в своих управленческих решениях не оглядывается на материнскую компанию, она может стать оператором.

И «Газпром» как раз-таки указывает, что компания полностью автономна. Да, он сохраняет права собственности, но она действует без оглядки на «Газпром». Он это доказывает в рамках процесса сертификации. 

А немецкий регулятор в ноябре заявил, что чтобы нам окончательно видеть, как управляется эта компания, ее надо перерегистрировать. Она сейчас зарегистрирована в Швейцарии, а ее надо перерегистрировать в Германии, чтобы у нас были все полномочия по наблюдению за этой компанией. Вот и все.

Это рабочий момент. Он ничего подобного не означает. Скорее наоборот, это позитивный сигнал для «Газпрома». Потому что критики говорили, что никогда Nord Stream 2 AG не будет оператором. А немецкий регулятор говорит, что это возможно, если он перерегистрируется в Германии.

— Тогда зачем же Бербок вообще поднимает эту тему?

— Ее заявление тоже закономерно. Это представитель партии «зеленых». Они всю предвыборную кампанию критиковали «Северный поток — 2», и было бы странно, если бы Бербок что-то позитивное про газопровод сказала. Она лишь сказала, что есть проблема, ее надо исправить, и тогда сертификация продолжится. К самой «трубе» претензий нет, он в любом случае будет работать. Вопрос в том, в каком формате и кто будет оператором.

— «Северный поток-2» строится уже не один год. Неужели нельзя было договориться заранее о решении всех этих технических задач и как долго займет процесс сертификации?

— Дело в том, что когда строился газопровод, европейцы поменяли законодательство. Раньше антимонопольные правила не распространялись на морские газопроводы, но они распространили это правило на «СП-2», и в итоге понадобился сам процесс сертификации. Раньше не было этого процесса для морских участков. Компанией-оператором могла стать любая структура, не надо было ничего проверять.

Почему вообще возникло требование о разделении функции поставщика и оператора? По логике европейцев, компания, которая управляет трубой, не должна подыгрывать одному из поставщиков, потому что предполагалось, что на входе в трубу много разных желающих продать газ. 

Но в данном случае это вообще абсурд, потому что на входе в «трубу» только один поставщик. У нас по федеральному закону об экспорте газа только «Газпром» может экспортировать голубое топливо по трубопроводу. Зачем их разделять, совершенно непонятно. Такая бюрократическая процедура.

Именно поэтому «дочка» «Газпрома» была зарегистрирована в Швейцарии, потому что там проще налогообложение. И из-за того, что они сами поменяли законы, приходится менять регистрацию компании. Приходится подстраиваться и соответствовать этим нормам.

Насколько отдалится запуск «СП-2», сказать сложно. Как быстро «Газпром» зарегистрирует эту «дочку» в Германии — тоже. Скорее всего, запуск газопровода сдвигается на период уже после отопительного сезона. В этом плане европейцы сами себе создают проблемы. «Северный поток — 2» мог бы помочь пройти этот сложный отопительный сезон, но они сами затягивают этот процесс. Либо в мае, либо в июне он будет введен в эксплуатацию.

— Вы сказали о резком изменении антимонопольного законодательства. Было ли это сделано конкретно под «СП-2» и возможно ли появление дополнительных требований к проекту?

— Это не была инициатива Германии. Скорее, это инициатива США. Они действовали через своих партнеров внутри Евросоюза. Непосредственным инициатором изменения антимонопольного законодательства в отношении морских газопроводов вообще была Румыния. Есть несколько стран, которые оказывают подобные услуги реальным заинтересантам. 

Считать, что они как-то еще поменяют законодательство, сложно. Он уже достроен. Ему осталось лишь выдать сертификат о готовности к эксплуатации, и он заработает.

Единственное, чего можно ожидать, что если решение будет в пользу «Газпрома» и компанию Nord Stream 2 AG назначат оператором, то такие игроки, как Польша будут оспаривать это решение, подавать в европейский суд и говорить, что это неправомерное решение немецкого регулятора. История на этом не закончится. Будут суды, иски, и в Польше этого не скрывают.

PNIG уже вошла в процесс сертификации, потребовала, чтобы ей показывали все бумаги. И она откровенно говорит, что не собирается выяснять, соответствует ли газопровод европейским требованиям. Они пытаются любыми способами доказать, что его нужно остановить. Они с самого начала занимают диверсионную позицию. Поэтому история будет продолжаться, в 2022 году нас ждет много интересного.

Авторы: Ангелина Николаева, Кирилл Курбатов 

Источник: Ukraina.ru, 15.12.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики