Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа посылает «Газпром» подальше с долгосрочными контрактами

Европа посылает «Газпром» подальше с долгосрочными контрактами

ЕК получит новый инструмент для выкручивания рук Кремлю

Еврокомиссия предложила ввести запрет на продление долгосрочных контрактов на поставку природного газа в страны Евросоюза. Правда, пока речь идет только об их продлении после 2049, ведь именно этот год должен стать последним для использования не возобновляемых источников энергии в рамках стратегии «зеленого перехода».

Такая инициатива идет вразрез с позицией Российской Федерации, которая призывает партнеров заключать именно долгосрочные контракты. Президент РФ Владимир Путин не раз говорил о том, что такие соглашения более выгодны для потребителей, так как страхуют от волатильности на спотовом рынке.

Еще в сентябре, когда рыночные цены на газ подбирались к 700 долларов за тысячу кубометров (позднее в моменте цены превышали и 1900 доллар за тыс. кубов), российский лидер отмечал, что «те, кто согласился заключать с нами в Европе долгосрочные контракты, сейчас могут только руки потирать и ликовать», так как в тот момент Германия покупала газ только по 220 долларов за тысячу кубометров.

Цены на «голубое топливо» по долгосрочным контрактам традиционно привязаны к стоимости нефти. И хотя они также колеблются в зависимости от этого показателя, рост более мягкий, чем на спотовом рынке. 

Несмотря на это, Еврокомиссия уже давно выступает за отказ от долгосрочных контрактов. Даже ситуация этого года с рекордным ростом цен не убедила чиновников отказаться от такого подхода. В качестве страховки от повторения этого сценария, ЕК, как пишет издание Bloomberg, предлагает принять меры по обеспечению высокого уровня заполнения газовых хранилищ в начале отопительного сезона (в этом году они были заполнены лишь на 72%), организовать добровольные совместные закупки стратегических запасов газа для резервов. Также странам предлагается «оценивать риски и принимать меры», если газовые хранилища находятся в собственности иностранных компаний.

Эксперт Финансового университета при Правительстве России и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович выразил мнение, что такое решение должно, по мнению ЕК, нанести очередной удар по России, но не факт, что его впоследствии не пересмотрят, все-таки до 2049 года еще много времени, и как успешно будет проходить энергопереход не знает никто.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков считает, что в своей логике Евросоюз действует последовательно, но пока непонятно, каким образом это решение будет претворено в жизнь. Хотя «Газпрому» нужно быть готовым к тому, что риторика и действия европейцев будут становится жестче с каждым годом.

— Некоторые СМИ сразу представили эту новость, как антироссийскую инициативу. Но речь идет не о том, чтобы европейские компании не подписывали долгосрочные контракты с «Газпромом», а о том, чтобы они их вообще не заключали. Это ударит не только по «Газпрому», но по любым поставщикам газа — по Норвегии, Катару, Нигерии и даже по компаниям, которые добывают газ в самом Евросоюзе, если там к тому времени что-то останется. С точки зрения антимонопольного законодательства все компании будут в равных условиях.

Такая позиция логична с точки зрения Евросоюза, принявшего программу декарбонизации, по которой с 2050 года они должны вообще перестать потреблять газ. Какие могут быть долгосрочные контракты, когда вы в тот же год фактически должны отказаться от потребления газа в принципе? Это, скорее, не новшество, а уточнение тех норм, которые создаются климатическими документами, в частности, «зеленой сделкой» (green deal).

«СП»: — Что, если ЕС начнет отказываться от долгосрочных контрактов уже сейчас?

— Посмотрим, как все это будет закреплено законодательно. Пока такое требование возможно только в качестве рекомендации, которые выпускает Еврокомиссия. Не совсем понятно, как будет оформлена эта норма. Можно запретить заключать долгосрочные контракты на поставки компаниям, которые оформлены на территории Евросоюза, а можно запретить делать это потребителям или поставщиками.

В целом все развивается поэтапно. Сначала возникла декларация ЕС о полном отказе от ископаемых источников энергии к 2050 году. Соответственно, теперь появляется определенный «кнут» со стороны Евросоюза в виде такого запрета. В противном случае декарбонизация остается не конкретной задачей, а просто определенной целью, к которой нужно стремиться. Сначала запретят долгосрочные договоры, потом доберутся и до краткосрочных, а потом введут и прямой запрет на использование газа.

От года к гону энергетическая политика Евросоюза будет ужесточаться. Возможно, будут пересматриваться даже те нормативы, которые ввели ранее. Например, Германия уже говорит о том, что откажется от не возобновляемых источников энергии не к 2050, а к 2045 году. Ежегодно климатическая риторика и цели ужесточаются. Другой вопрос, что пока мы не видим исполнения этих целей, но нормативные документы принимаются. А, главное, из рекомендательных они переходят в запретительные.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов считает, что риторика риторикой, а на практике европейские компании могут вернуться если не к долгосрочным контрактам, то к нефтяной привязке, так как формирование цен с учетом спотового рынка обходится им слишком дорого.

— У «Газпрома» на данный момент нет таких длительных контрактов, которые действовали бы после 2049 года. Насколько я знаю, сейчас самый продолжительный контракт рассчитан до 2040 года. Пока что это очень абстрактные рассуждения о том, сможет ли Евросоюз отказаться от долгосрочных контрактов после 2049-го или нет.

Сейчас вопрос не столько в сроке продолжительности соглашений, сколько в том, к чему привязана цена на поставку газа. Существует две системы. Одна — привязка к цене нефтепродуктов, в частности, мазута, вторая — привязка к биржевым котировкам газа. Также бывает совмещение двух систем, например, 30% с привязкой к нефтепродуктам, а 70% - к биржевым котировкам.

Долгосрочный контракт позволяет лучше привлекать инвестиции в проекты по добыче газа, его транспортировке. Когда понятно, кому пойдет газ и как долго будут осуществляться поставки, с этим проще работать. Но если действующая инфраструктура уже создана и глобальных новых проектов не планируется, теоретически можно обойтись и без долгосрочных соглашений, существуя на этой инфраструктуре и продавая газ на основе краткосрочных и среднесрочных контрактов. И здесь вопрос ее привязки становится еще более актуальным.

«СП»: — Пока похоже, что даже энергетический кризис этого года не заставил ЕС изменить позицию, возможно ли это в будущем?

— В публичном пространстве эту тему действительно не педалируют. Но когда дело доходит до конкретных переговоров, мы видим, что это не так. В долгосрочных контрактах, которые были заключены в последнее время, например, с Сербией и Молдавией, все покупатели просили нефтяную привязку. Потому что в данных конкретных условиях это сильно дешевле. Это не соответствует стратегии Евросоюза, правда, эти страны и не входят в ЕС.

Посмотрим, как будет развиваться ситуация дальше. Сейчас с нефтяной привязкой гораздо выгоднее покупать, чем на споте. Думаю, европейские страны постепенно будут не полностью отказываться от спота, но повышать долю нефтяной привязки в своих контрактах, чтобы как-то себя обезопасить в будущем.

«СП»: — Насколько неприятен для «Газпрома» отказ от долгосрочных контрактов?

— Для «Газпрома» проблема в краткосрочных контрактах, привязанных к споту, в том, что на бирже очень сильные колебания цены. Если в прошлом году минимум составлял 50 долларов за тысячу кубометров, то в этом мы имеем максимум в 1900 долларов. Планировать бизнес при таких огромных разрывах за достаточно короткие периоды времени нереально. Потому «Газпром» тоже заинтересован в стабильности, чтобы нефтяная и спотовые привязки могли компенсировать друг друга.

Автор: Мария Безчастная

Источник: Свободная пресса, 16.12.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики