Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немодный российский газ: Еврокомиссия меняет правила на газовом рынке

Немодный российский газ: Еврокомиссия меняет правила на газовом рынке

Еврокомиссия собирается продвигать низкоуглеродный газ, чтобы европейцы отказывались от обычного природного газа и выбирали правильных поставщиков, которые, по мнению Брюсселя, и у себя в стране будут придерживаться строгих правил по ограничению выбросов СО₂. Еврокомиссия хочет получить рычаг давления на внешних поставщиков и переложить на них космические расходы за свой энергопереход, полагают эксперты.

Еврокомиссия представила пакет предложений по изменению газовых норм и законодательства ЕС, чтобы установить правила на рынке для перехода к 2050 году к экономике с нулевыми выбросами СО₂. В том числе без природного газа.

С чего Брюссель планирует начать, так это с продвижения низкоуглеродного газа и водорода, которым планируют дать зеленый коридор сразу после принятия изменений.

Так, например, уже с первого января следующего года, после того как правила утвердят, операторы газотранспортных систем ЕС обязаны будут предоставить скидку в 100% для поставщиков низкоуглеродного газа (например, биогаза) и водорода во всех пунктах входа и выхода, в том числе с третьими странами.

Пока низкоуглеродный газ составляет лишь 5% общего газового баланса Евросоюза, а водород вообще не транспортируется, хотя в Брюсселе считают, что в действующих газопроводах топливо уже может составлять 5% общей смеси. Но даже по мере увеличения доли «зеленого» газа в дальнейшем Еврокомиссия предлагает сохранить экономические льготы для производителей.

«Оценка воздействия показала, что входные тарифы являются значительным препятствием для входа возобновляемых и низкоуглеродных газов в газотранспортную систему. Для решения этой проблемы комиссия предлагает предоставить скидки в размере 75% на эти входные тарифы. Комиссия также предлагает отменить трансграничные тарифы на возобновляемые и низкоуглеродные газы для продвижения продаж на европейском рынке и использования наиболее перспективных мест производства. Точно так же в будущем не будут применяться трансграничные тарифы на выделенную водородную сеть, что будет способствовать конкуренции, доступности и безопасности поставок», — говорится в материалах Еврокомиссии.

Сейчас производство низкоуглеродных газов и водорода обходится дороже природного газа, и Еврокомиссия идет на экономические стимулы, чтобы продвинуть «зеленый» газ. В таких условиях она ставит производителей явно в неравные условия. С одной стороны, затраты «Газпрома» по транспортировке газа в Западную Европу по территориям других стран уже сейчас могут достигать $ 50 за тысячу кубометров и более. С другой — операторам газотранспортных сетей, которые зачастую являются частными компаниями, придется перекладывать свои расходы на клиентов, что также ударит в первую очередь по таким поставщикам, как «Газпром».

Из аргументов для такой политики у Брюсселя пока есть только один: «Низкоуглеродные газы производят как минимум на 70% меньше выбросов парниковых газов, чем ископаемый природный газ в течение всего их жизненного цикла».

Главная проблема биогаза при транспортировке — это его себестоимость, замечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. «Для водорода тоже плюс сложности с последующим учетом. Нужно четкое и продуманное регулирование этих вопросов. А обнулить тарифы или дать приоритетный доступ — то есть переложить эти расходы на оператора и других пользователей ГТС — тут много ума не надо», — считает эксперт.

Если экономические стимулы должны сравнять или приблизить стоимость низкоуглеродных газов к природному, то еще одна предлагаемая мера — сделать их безальтернативными и модными в головах европейцев. В Брюсселе планируют ввести сертификаты на газ, на основании которых даже рядовые граждане смогут выбирать поставщика как по «вредности» газа, так и стране добычи.

«Потребители должны иметь возможность различать доступные газы. Правила сертификации низкоуглеродного газа и его производных дополнят схемы сертификации возобновляемых видов топлива и газов и будут применяться как к импортируемому, так и к отечественному производству, чтобы обеспечить равные условия», — говорится в материалах Еврокомиссии. «Чтобы новые газы играли полноценную роль в энергопереходе, правила розничного рынка должны давать потребителям возможность делать устойчивый и низкоуглеродный выбор, сводить к минимуму препятствия для смены поставщиков и повышению уровня вовлеченности и защиты клиентов, — продолжают авторы изменений. — В настоящее время розничные рынки газа демонстрируют концентрацию и низкий уровень входа новых и инновационных проектов. Это мешает клиентам извлекать выгоду из открытой конкуренции. Чтобы получить ее, покупатели нуждаются в достаточной информации о потреблении энергии и ее происхождении, а также об эффективных инструментах для участия в жизни рынка».

В сертификации газа для конечных потребителей есть один немаловажный нюанс, замечает Алексей Гривач. «Как они собираются разделять обычный природный газ, биогаз и водород из одной смеси на другом конце трубы. Физически это невозможно», — отмечает замдиректора ФНЭБ. Он говорит, что это можно сделать на бумаге, но тогда это будет просто профанация: «Получится, что покупатель „чистого“ газа будет платить больше, чем покупатель „обычного“. Хотя в реальности оба будут получать топливо из „одной бочки“».

Наиболее важным пунктом для России может быть предложение о том, чтобы Еврокомиссия могла вмешиваться и трактовать по-своему ситуацию с выбросами СО₂ в странах-поставщиках.

Авторы изменений предлагают, чтобы импортеры газа предоставляли государствам — членам ЕС данные по выбросам у поставщиков и мерам, которые те предпринимают для снижения эмиссии. На основании их создадут общедоступную базу данных прозрачности по метану, которая будет корректироваться с помощью мониторинга со спутников.

«Чтобы эффективно бороться с выбросами импортируемого ископаемого топлива по всей цепочке поставок в Европу, комиссия проведет дипломатический диалог с нашими международными партнерами и пересмотрит регулирование по метану к 2025 году с целью введения более строгих мер в отношении импорта ископаемого топлива», — обещают авторы пакета изменений Еврокомиссии.

Аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман замечает, что при таком подходе для России есть и определенные плюсы в сравнении с другими поставщиками. «Российский газ, по данным „Газпрома“, является более экологичным, чем основные конкуренты из сферы СПГ», — говорит аналитик. Сжижение и транспортировка на газовозе являются не самыми экологичными процессами, что и позволяет российскому газу выигрывать у конкурентов по параметру выбросов, объясняет Сергей Кауфман.

Сегодня в Европу российский газ доставляется по самым разным маршрутам и, как отмечали в экологическом отчете «Газпрома» за 2019 год, проекты «Северный поток» и «Турецкий поток» находятся во много более выигрышном положении по уровню выброса парниковых газов, чем, например, поставки СПГ из США или транзит газа через Украину. Так, углеродоемкость «Северного потока» оценивали в 6,3 СО₂-эквивалента на 1 мегаджоуль, «Турецкого потока» — в 7,3, украинского маршрута — в 10,6, а показатель доставки СПГ из США — в 22,3.

Безусловно, подобные показатели дают «Газпрому» конкурентные преимущества, однако, как будут считать в Брюсселе, неизвестно.

«В любом случае, Еврокомиссия хочет получить рычаг давления на внешних поставщиков и переложить на них космические расходы за свой энергобиогазоводородопереход», — говорит замдиректора ФНЭБ. По мнению Алексея Гривача, все закончится как обычно — усиленным ростом цен на энергию для потребителей в Европе: «И это в лучшем случае. В худшем произойдет энергетический коллапс».

Источник: EADaily, 16.12.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики