Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС заплатит за усиление давления на «Газпром» новым газовым кризисом

ЕС заплатит за усиление давления на «Газпром» новым газовым кризисом

Предложение об ужесточении правил загрузки европейских газовых хранилищ отвечает интересам Еврокомиссии, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, добавив, что такие требования ударят по интересам национальных государств и не спасут рынок от новых кризисов.

ЕС решил усилить регулирование ПХГ

Европейский союз опубликовал предложение по развитию энергорынка, в котором кроме «зеленых» целей значатся новые ограничения в отношении «Газпрома». Формально эти положения так не звучат, но де-факто они имеют такое значение.

Странам – членам ЕС дадут возможность устанавливать обязательный минимум заполнения подземных хранилищ газа (ПХГ). Они смогут проводить аукционы, тендеры и другие механизмы, которые будут стимулировать бронирование дополнительных объемов в ПХГ.

Управление стратегическими запасами передадут национальным регуляторам. В Германии это Федеральные сети ФРГ (Bundesnetzagentur), которые осенью приостановили сертификацию «Северного потока – 2», поэтому речь идет о переводе рынка с бизнес-подходов на административные рельсы.

«Газпром» использует хранилища в Австрии (Haidach, ПХГ компаний RAG ES и OMV), Германии (Rehden, Катарина, ПХГ компаний VNG и Vitol), Венгрии (ПХГ компании MFGK) и Нидерландах (Bergermeer). Есть еще близкий к ЕС проект «Банатский двор», расположенный в Сербии.

Часть европейских мощностей принадлежит «Газпрому», а некоторые объекты компания бронирует в случае необходимости. 

 

Суммарно «Газпром» хранит в европейских ПХГ 10-11 млрд кубов газа при экспорте сырья в дальнее зарубежье в 180-200 млрд кубов. Пока непонятны условия нового регулирования, но любое административное решение негативно влияет на бизнес.

Данный вопрос активно лоббировался странами – критиками РФ. Депутат Европарламента от Польши Косма Злотовски в октябре поставил перед Еврокомиссией вопрос о регулировании европейских ПХГ, контролируемых «Газпромом».

Еврокомиссия пытается расширить свои полномочия

«Пока непонятно, о чем конкретно идет речь. Данные вопросы находятся в ведомстве европейских стран, которые могут самостоятельно принять энергетическое решение, если пожелают создать стратегические резервы», – констатирует Гривач.

Практического смысла в изменениях нет: Еврокомиссия за счет этого пытается расширить свои полномочия в энергетике.

«Во Франции и Италии действуют правила об обязательной закачке газа в ПХГ для поставщиков. Традиционно энергетические проблемы находятся в ведомстве национальных государств, но Брюссель старается изменить ситуацию», – заключает Гривач

 

Странам, которые такие правила не применяют, это нововведение не понравится. Мы видим серьезное вмешательство в рынок, которое может негативно ударить по энергетической сфере некоторых государств Европы.

«У аномально низких запасов в европейских ПХГ есть свои причины: на рынке в летний период было небольшое предложение сырья и очень высокие цены – никто не ожидал, что они вырастут до текущих показателей», – резюмирует Гривач.

На 11:15 по Москве 16 декабря газ на нидерландской бирже TTF стоил 133,065 евро за МВт·час (1547,23 доллара за тысячу кубометров). При таких котировках цена в 1000 долларов за тысячу кубометров кажется почти нормальной, однако летом рынок ждал, что сырье осенью упадет с уровня в 400-500 долларов до «приемлемых» величин.

Таким образом, была создана база, которая в сентябре-октябре 2021 года привела к беспрецедентному разгону цен.

«Летняя цена в 500 долларов за тысячу кубов уже была близка к многолетним рекордам», – констатирует Гривач

 

Европейские позиции «Газпрома» не изменятся

Введение таких правил не улучшит ситуацию в Европе: общий объем европейских ПХГ составляет 117 млрд кубов газа, или 20% от суммарного потребления. Газпромовские 10-11 млрд кубов на этом фоне являются каплей в море.

«Цифры "Газпрома" по европейским ПХГ незначительны: компания как докупает объемы, так и владеет инфраструктурой. Например, через Astora (совместное предприятие с Wintershall), но у российской компании отсутствуют эксклюзивные условия», – заключает Гривач.

У «Газпрома» нет необходимости в наращивании этих возможностей из-за того, что всегда можно доставить дополнительные объемы газа через транзитные маршруты. Не надо забывать и про сложный летний период, когда внутри России вырос спрос на газ и нужно было закачать сырье в российские ПХГ. Процесс продолжался до ноября 2021 года.

Российское направление является приоритетным для «Газпрома», где энергогигант обязан поддерживать определенный уровень в хранилищах.

«Конкретные обязательства перед европейскими потребителями российская компания полностью выполняет, а то, что энергокомпании ЕС не стали заключать дополнительных соглашений на поставку газа, – это их выбор», – резюмирует Гривач

 

Если бы компании увеличили запрос на российский газ, то «Газпром» нашел бы возможности увеличить загрузку европейских ПХГ, но партнеры решили не закупать сырье по высоким ценам, в результате чего случился кризис.

«Что касается предложений Еврокомиссии, то бизнес на такие вещи всегда реагирует снижением инвестиционной активности. Это уже произошло в газотранспортной сфере ЕС, откуда ушли частные инвесторы», – констатирует Гривач.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 16.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики