Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа смирилась с высокими ценами на газ еще на полгода

Европа смирилась с высокими ценами на газ еще на полгода

Сертификацию «Северного потока – 2» затянут до середины 2022 года

Период высоких цен на газ в Европе затянется, по-видимому, до лета следующего года. В апреле 2022 г., когда в Европе заканчивается отопительный сезон и начинается закачка газа в подземные хранилища (ПХГ), цены не опустятся ниже $1000 за 1000 куб. м, считает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. Так она прокомментировала заявление руководителя Федерального сетевого агентства Германии (Bundesnetzagentur, BNA) Йохена Хоманна о том, что решение о сертификации экспортного газопровода «Северный поток – 2» не будет принято в первой половине 2022 г. Представитель Bundesnetzagentur 16 декабря подтвердил «Ведомостям» эту позицию.

Заявление Хоманна вызвало очередной рост спотовых цен на газ в Европе. По данным биржи ICE, 16 декабря на хабе TTF в Нидерландах стоимость январского фьючерса на газ выросла на 3,2% до $1595 за 1000 куб. м. До этого в течение дня цена поднималась и выше отметки в $1600 и даже достигала $1732 (хотя до пиков начала октября, когда в отдельные моменты на TTF котировки приближались к $2000 за 1000 куб. м, было еще далеко). Гораздо сильнее поднялись в цене июньский и июльский фьючерсы, которые подорожали до $887, на 8,4 и 8,5% соответственно.

«Минувшей осенью в условиях недостатка предложения газа на рынке цены росли в связи с приближением зимнего периода, – отметила Белова. – Уже в середине 2022 г. рынок снова будет жить в ожидании холодов, а прихода дополнительных объемов газа, в частности СПГ [сжиженного газа], ожидать не приходится». Она также добавила, что в этом случае поступление новых объемов возможно только при наращивании «Газпромом» дополнительной прокачки через Украину, но оснований для такого шага у компании сейчас нет. По оценке Беловой, в ожидании запуска проекта цены могут держаться на уровне более $1000 за 1000 куб. м даже при условии благоприятного погодного фактора.

Ключевым для рынка вопросом будет даже не точная дата запуска «Северного потока – 2», а то, станет ли «Газпром» существенно увеличивать поставки в Европу (в том числе через Украину), если процесс сертификации так сильно затянется, отметил старший директор группы по природным ресурсам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.

«Сейчас мы исходим из того, что в среднем цены в 2022 г. стабилизируются на уровне примерно $300 за 1000 куб. Но если поставки из России не вырастут, цены могут быть существенно выше», – отметил эксперт.

Заявление немецкого регулятора приведет к росту спотовых цен, полагает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. Он подчеркнул, что рынок не ожидал введения в эксплуатацию «Северного потока – 2» до конца текущего отопительного сезона, но сообщение BNA создало дополнительное напряжение на рынке, в результате чего цены пошли вверх.

Хоманн в своем заявлении напомнил, что оператор «Северного потока – 2» – компания Nord Stream 2 AG (контролируется «Газпромом») подавала заявку на сертификацию, будучи зарегистрированной в Швейцарии. Для реализации же проекта необходимо, чтобы у компании была дочерняя структура, обладающая правом собственности на участок газопровода на территории Германии.

«Nord Stream AG начала, конечно, это преобразование и сообщила нам об этом. Поэтому мы прервали процесс сертификации. Он будет возобновлен тогда, когда к нам поступят соответствующие документы. Когда они к нам поступят – тут прогноз сделать сложно, – начнется процесс сертификации», – уточнил Хоманн. Он также добавил, что часть срока, выделенного на рассмотрение документов, уже использована, после подачи документов процесс рассмотрения возобновится.

Представитель Nord Stream 2 AG подтвердил, что компания проводит перерегистрацию в соответствии с требованиями немецких властей, но ход процедуры комментировать отказался. «Ведомости» направили запросы в «Газпром», а также партнерам российской компании по проекту «Северный поток – 2» (энергокомпаниям Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall Dea). Представитель OMV заявил, что «не может комментировать заявления регулирующих органов, политических институтов или других компаний».

На завершение сертификации «Северного потока – 2» сейчас влияют сроки, когда Nord Stream 2 AG сможет учредить дочернюю компанию в Германии, отметил доцент МГИМО Иван Гудков. Он подчеркнул, что конкретные даты завершения процесса зависят от модели разъединения. Например, в рамках юридического разъединения оператор должен иметь собственный штат, менеджмент, бухгалтерию, IT-службу, заметил юрист.

Компании необходимо будет пройти регистрацию, должным образом оформить работников, в том числе иностранцев из стран, не входящих в ЕС, открыть банковские счета (что с учетом санкционных рисков не так просто и быстро), проработать взаимодействие со страховыми контрагентами, поясняет адвокат Art De Lex Марат Самарский. Кроме того, юрист упомянул, что требования к компании и ее подразделениям могут отличаться в различных землях ФРГ. «Более жесткие модели предписывают и более радикальные меры вплоть до необходимости смены собственника, но применение такого рода мер к инвестиционному проекту рискует вступить в конфликт с правами и законными интересами инвестора», – подчеркнул Гудков.

О начале сертификации немецкий регулятор сообщил еще 13 сентября, однако в середине ноября этот процесс был приостановлен. Кроме того, в соответствии с антимонопольным Третьим энергопакетом ЕС оператору трубы необходимо будет доказать, что он является независимой от поставщика структурой. Тогда представитель BNA говорил, что у регулятора на сертификацию есть четыре месяца – т. е. до 8 января.

Управляющий партнер Art De Lex Дмитрий Магоня пояснял тогда «Ведомостям», что решение регулятора может быть вынесено и ранее, но это во многом будет зависеть от позиции федерального правительства ФРГ, которая может претерпеть коррективы после выборов в бундестаг 26 сентября. По итогам выборов ХДС (ХСС) не смогла получить право формировать новый кабинет, и власть перешла к коалиции СДПГ, «зеленых» и СвДП, менее лояльных к «Северному потоку – 2». Он добавлял, что после принятия решения BNA вопрос будет передан в Еврокомиссию.

Заявление Хоманна – не первое высказывание, которое в последние дни провоцирует ралли на рынке газа в Европе. Цены перешли к росту уже после сделанного 14 декабря заявления нового министра иностранных дел ФРГ Анналены Бербок об отсутствии оснований для запуска «Северного потока – 2». Высокие котировки держатся на фоне низкого уровня заполнения европейских хранилищ. По данным Gas Infrastructure Europe (GIE), на 14 декабря в ПХГ Европы было закачано 66,6 млрд куб. м газа (61,45% от максимума).

Белова полагает, что даже при самом благоприятном сценарии по окончании отопительного сезона европейские ПХГ будут заполнены не более чем на 35%, а если зима будет холодной, то эта цифра окажется еще ниже.

Автор: Матвей Катков

Источник: Ведомости, 16.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики