Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Старт «Северного потока – 2» затянули на три года

Старт «Северного потока – 2» затянули на три года

Назван новый срок запуска «Северного потока – 2». Решения о выдаче сертификата оператору газопровода Nord Stream 2 AG не будет даже в первом полугодии 2022 года, заявил немецкий регулятор. Хотя еще летом у экспертов была надежда на запуск проекта в начале или в середине зимы. Теперь официально сроки перенесены на лето–осень 2022 года. Как и кому удалось задержать «Северный проект – 2» почти на три года?

Федеральное сетевое агентство ФРГ заявило, что решение о сертификации магистрального газопровода «Северный поток – 2» не будет принято в первом полугодии 2022 года. Об этом заявил глава агентства Йохен Хоман.

Сроки ввода в эксплуатацию «Северного потока – 2» неоднократно переносились. Изначально Газпром планировал запуск нового газопровода в конце 2019 года. Однако сроки сдвинулись на несколько месяцев, потому что Дания на несколько лет затянула выдачу разрешения на строительство газопровода в ее водах. Там придумывались разные версии о том, что труба создает угрозу нацбезопасности страны, что десант якобы высадится в Дании прямо из новой трубы. Тот факт, что трубы «Северного потока – 1» там уже имеются, а маршрут «Северного потока – 2» повторяет маршрут предшественника, никого не смущал.

Дания в итоге выдала разрешение, потому что в рамках законодательства ЕС никак не могла его не выдать. Но с поставленной ей извне задачей Дания справилась на отлично – строительство было задержано, датский участок не был построен к концу 2019 года, а дальше в ход пошли санкции США, которые смогли затормозить стройку. Американцы ввели санкции, запрещающие судам-трубоукладчикам класть трубы на дне Балтийского моря, аккурат в декабре 2019 года. На тот момент газопровод был готов на 93,5%. Не успели уложить трубы только в датских территориальных водах. Стройка весь 2020 год была заморожена.

Класть трубы на большой глубине – не то чтобы так сложно, что нельзя с этим справиться. Завершение строительства «Северного потока – 2» – яркое тому подтверждение. Но морские газопроводы строятся крайне редко, поэтому и судов со специальным оборудованием и опытом таких работ в мире – единицы. Только у двух европейских компаний такие были. Но они, конечно, испугались санкций США.

В итоге Россия своими силами с вызовом справилась, но это заняло много времени – сначала надо было поставить на суда спецоборудование, потом доставить их в Балтийское море, потом получить все необходимые документы и наконец уложить трубы в непростых погодных условиях. Одновременно приходилось решать вопросы с новыми американскими санкциями, в частности, с ограничением страховать наши суда и т. д.

Но уже в конце 2020 года появилась информация, что строительство возобновится, а газопровод будет построен к сентябрю 2021 года. Плюс потребуется время на пусконаладочные работы и получение сертификации. Россия сроки выполнила: первая ветка была достроена к сентябрю, вторая – к октябрю. А вот Германия с сертификацией подвела.

Сначала эксперты ожидали, что с сертификацией «Северного потока – 2» закончат в начале зимы – и его тут же запустят. Потом надеялись, что это произойдет в середине зимы. Для самих европейцев это стало бы подспорьем, так как помогло сбить как минимум спекулятивный рост цен на спотовых газовых биржах. Однако в начале ноября агентство Bloomberg сообщило, что ФРГ будет решать вопрос с сертификацией до 8 января, потом отправит документ на рассмотрение Еврокомиссии, которая может решать этот вопрос максимально до четырех месяцев, то есть до 8 мая 2022 года. И только потом возможен запуск новой трубы.

Почему же теперь сроки сертификации сдвинулась на июнь–сентябрь 2022 года? Во-первых, процесс сертификации по заявке, поданной Nord Stream 2 AG в июне, приостановлен. Сертификация продолжится, как только немецкое агентство получит все необходимые документы, пояснил глава немецкого регулятора. После чего отсчет периода проверки документов начнется заново. У немецкого агентства есть четыре месяца, плюс еще столько же у Еврокомиссии.

«На самом деле, процедуру сертификации можно пройти быстро. Но если есть желание, то этот процесс можно затягивать на месяцы. Эти документы еще несколько месяцев могут путешествовать между Берлином и Брюсселем. Еврокомиссия может запросить дополнительную информацию, потом попросить немецкий регулятор что-то подправить и т. д.», – говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

По его мнению, проблема затягивания сертификации не просто техническая, а все-таки политическая, поэтому риски для проекта по-прежнему имеются.

«Заявка Nord Stream 2 AG была подана еще в июне. Процесс технического изучения газопровода несложный, ведь он построен параллельно «Северному потоку – 1». Кроме того, я убежден, что когда Nord Stream 2 AG подавал заявку на управление трубой, его юристы знали нюансы права ЕС и права Германии. Они нашли вариант сертификации оператора, который предусмотрен в праве ЕС», – говорит Митрахович. – Тот факт, что Федеральное сетевое агентство ФРГ только спустя два месяца выяснило, что, оказывается, Nord Stream 2 AG нельзя сертифицировать в качестве независимого оператора трубы, потому что компания зарегистрирована в Швейцарии, а не в Германии – это «не что иное, как высасывание причин из пальца, это творческая интерпретация законов ЕС».

Швейцария связана с ЕС огромным числом договоров, там зарегистрированы многие европейские компании и т. д.

Суть в том, что по законам ЕС собственник газа – Газпром – не может управлять собственным газопроводом, по которому транспортирует этот газ. А кто же может? В энергопакете ЕС было предусмотрено три варианта. Первый вариант предусматривает продажу трубы третьей компании. Второй вариант – управление трубой передается третьему лицу. И третий вариант, который и был выбран – когда собственник газа сохраняет дочернюю компанию (то есть Nord Stream 2 AG), которая будет управлять трубопроводом, но отделяет ее работу от своей.

Однако придирка все равно нашлась – регистрация оператора в Швейцарии. Но делать нечего. Теперь идет процесс регистрации Nord Stream 2 AG в Германии. После чего процесс сертификации придется начать заново.

«Всегда можно придраться к какой-то детали и сказать, что мы ее трактуем по-новому, или вообще можно принять новое законодательство и распространить его на уже имеющиеся проекты. Таких примеров в ЕС полно, но самый яркий – это принятие Газовой директивы в 2018 году, когда нормы Третьего энергопакета ЕС распространили на подводные газопроводы. На тот момент уже было принято финальное инвестиционное решение по «Северному потоку – 2». То есть инвестиции в проект были запланированы по одним правилам, а по ходу дела эти правила поменялись в худшую сторону. Европейский союз может выкручивать руки России, так как это важный партнер для нас», – говорит Станислав Митрахович.

Поэтому сроки выдачи сертификации имеют политическую подоплеку, а юридические придирки лишь служат поводом для затягивания процесса.

Эксперт объясняет, что немецкие чиновники понимают, что если сейчас принять решение в пользу проекта России, то это вызовет большой скандал между коалицией противников и коалицией сторонников «Северного потока – 2». К лету ситуация может измениться.

По его мнению, коалиция сторонников сильнее. «Сюда входит значительная часть бизнеса Германии, партия социал-демократов и христианские демократы, канцлер Шольц и региональные власти Германии на востоке страны, где проходит газопровод Eugal (продолжение морской части «Северного потока – 2»). В число сторонников входит также Чехия, где построен газопровод – продолжение Eugal, и Австрия, куда приходит российский газ», – говорит собеседник. Коалиция противников – это проамериканские силы в Европе, партия «Зеленых» в Германии, Польша, Прибалтика и часть евробюрократии. Она менее слабая, но с ней приходится считаться, добавляет Митрахович.

«Проблема в том, что коалиция сторонников российского проекта в Германии довольно рыхлая: у Шольца нет такого авторитета, как у Меркель, и непонятно, распадется она через несколько месяцев или нет. Дело не в том, что нужно много времени на изучение документов, а в том, что к лету политический контекст может измениться. Возможно, к середине года Шольцу удастся укрепиться сильней. Плюс у бизнеса появятся аргументы в пользу трубы в виде прохождения зимы с высокими ценами на газ и нежеланием проходить новую зиму в таких же жестких условиях», – поясняет Станислав Митрахович.

Изменить ситуацию, на его взгляд, может только погода. Если будет резкое длительное похолодание, то процесс сертификации может пройти очень быстро – всего за несколько недель, при только политическом одобрении ЕС.

С точки зрения Газпрома, спешить уже особо некуда, если запуск трубы откладывается за пределы отопительного сезона. Во-первых, спрос на газ после зимы, как правило, снижается. Во-вторых, сохраняются обязательства в рамках контракта с Украиной по прокачке газа через ее территорию. Наконец, высокие цены в Европе позволяют Газпрому хорошо зарабатывать. «Мне кажется, что Газпрому еще как минимум несколько месяцев меньше будет нужен запуск «Северного потока – 2», чем самим европейцам. Но я бы делал ставку на то, что в 2022 году труба все-таки заработает. Отдельный вопрос – на какую мощность», – заключает Митрахович.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 17.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики