Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовая коллизия: в США и ЕС по-разному понимают партнёрство

Газовая коллизия: в США и ЕС по-разному понимают партнёрство

Американский сенат рассмотрит законопроект о санкциях против «Северного потока — 2» несмотря на то, что Евросоюз выступает против

Еврокомиссия озаботилась ростом цен на природный газ в Европе. Представители ЕС выступают за стабильность на рынке, однако они не готовы ссориться с заокеанскими партнёрами, намеренными в течение месяца рассмотреть санкционный законопроект против газопровода «Северный поток — 2». Последствия такого партнёрства отражаются в том числе на рыночных ценах на газ. Во вторник cтоимость фьючерсов превышала две тысячи долларов. NEWS.ru выяснил у экспертов, какие шансы у американцев протащить законопроект и как это может повлиять на ситуацию на газовом рынке ЕС.

В минувшие выходные американский сенатор-республиканец от штата Техас Тед Круз представил на голосование в сенате законопроект о введении санкций против газопровода «Северный поток — 2», а также в отношении организаций, ответственных за проектирование, строительство и эксплуатацию газопровода и их должностных лиц. Голосование по проекту состоится до 14 января 2022 года. Текст документа (по состоянию на 21 декабря) не опубликован в базе американского конгресса. В случае если сенаторы одобрят законопроект, его будет должна утвердить палата представителей конгресса и президент США.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков называет действия Теда Круза «классическим разменом», связанным с внутриполитической борьбой в США.

 

"Республиканец Круз не блокирует назначения ряда чиновников в американской администрации, а демократы взамен предоставляют ему возможность выставить на голосование санкционный законопроект. Он профессиональный «борец» с «Газпромом». И законопроект — это его своеобразный KPI", — говорит эксперт.

 

По его словам, шансы принять законопроект очень небольшие. Даже если законопроект дойдёт до президента США Джо Байдена, то он вряд ли будет его подписывать, ведь у него есть чёткая договорённость с Германией — новые санкции против СП-2 не вводить. А для преодоления президентского вето потребуется две трети голосов обеих палат американского конгресса.

По мнению заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, законопроект «это такой способ выйти из бюрократического клинча с сохранением лица для Круза, который уже год занимается саботажем внешнеполитической деятельности администрации Байдена».

"В то же время это возможность не убирать совсем из повестки вопрос санкций против «Северного потока — 2», которые часть элиты считает инструментом воздействия на Россию, хотя на самом деле это больше влияет на энергетическую безопасность Европы", — добавляет эксперт.

Если представить, что законопроект всё же будет принят и станет законом, то последствия для газового рынка ЕС могут быть отрицательными.

На бирже будет очень негативная реакция и «мы, возможно, увидим и 2-3 тысячи за тысячу кубов по фьючерсным контрактам». В основном все опасаются риска того, что в законе будет прописан запрет на выдачу сертификата о готовности к работе газопровода и запрет на выдачу разрешения на ввод его в эксплуатацию. Немецкий регулятор окажется между молотом и наковальней, у него будет выбор — исполнять европейские законы или американские. И США будут обязаны ввести санкции против Германии. «В такую коллизию никто попасть не хочет», — считает Игорь Юшков.

Введение санкций против «Северного потока — 2» сильно ухудшит взаимоотношения США и Европы, что позволит более активно работать совместно над их обходом, полагает Алексей Гривач. По его словам, гипотетические последствия сложно комментировать, так как пока нет даже первоначального текста законопроекта.

ЕС не комментирует публично законодательство, когда оно находится на стадии рассмотрения Конгрессом Соединённых Штатов (США), отмечает еврокомиссар Жозеп Боррель в письме об оценке угрозы американских санкций против «Северного потока — 2».

По его словам, в настоящее время еврокомиссия ведёт диалог с основными странами — производителями природного газа для облегчения торговли и повышения ликвидности и гибкости международного газового рынка. Цель — обеспечить достаточные и конкурентоспособные поставки природного газа на благо граждан ЕС.

Политика и практика ЕС не должны определяться угрозой или введением санкций в отношении третьих стран. ЕС выступает против введения санкций в отношении компаний ЕС, ведущих законный бизнес, и санкций, затрагивающих экономический, финансовый и энергетический суверенитет ЕС, отмечает политик.

При этом он добавляет, что ЕС регулярно обсуждает вопросы, связанные с ограничительными мерами, с правительством, а также с Конгрессом США. Эти обсуждения основываются на таких соображениях, как ценность трансатлантического единства, а также необходимость избегать непредвиденных последствий для европейских экономических субъектов.

Источник: NEWS.ru, 21.12.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики