Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые «войны»: Европа подозревает Россию в энергетическом давлении, «Газпром» снижает поставки газа из-за «отсутствия спроса»

Газовые «войны»: Европа подозревает Россию в энергетическом давлении, «Газпром» снижает поставки газа из-за «отсутствия спроса»

Эксперты рассказали «Московской газете», чем объясняется частичное снижение поставок российского газа в Германию, а также о политическо-стратегическом контексте российско-европейских энергетических отношений

На трубопроводе «Ямал-Европа» остановлен поток газа, идущего в Германию. Утром «Газпром» не забронировал мощность прокачки газа на трубопроводе, необходимую для поступления газа в Германию.

Накануне этого события верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель сделал заявление в своем блоге. «Россия использует энергию как инструмент для политического давления (к примеру, в Молдавии). Строго говоря, Россия выполняет свои обязательства по поставкам газа, но многие считают, что ее отказ увеличить объемы экспорта в Европу или заполнить принадлежащие «Газпрому» хранилища — это средство для оказания давления на ЕС», – написал Боррель, добавив, что речь может идти о «желании обеспечить выдачу лицензии «Северному потоку-2».

«Скорее всего, газопровод «Ямал-Европа» был разгружен ввиду отсутствия потребности Германии в тех объёмах газа, которые предполагалось по нему пустить, и эти объёмы пошли для заполнения второй нитки «СП-2», – рассказал «Московской газете» заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. – Это необходимо для завершения технической процедуры строительства. Однако, для запуска «СП-2» необходимы юридические основания, а сертификация «СП-2» пока не прошла».

По словам эксперта, любые поставки исходят из реального спроса: «Когда сокращаются поставки, скорее всего, отсутствует потребность. На что наши европейские друзья возражают: у нас же энергокризис, потому что, мол, «Газпром» недопоставляет нам газ. Это, в основе своей, неправда. Природа энергокризиса иная. Цена на газ в ЕС – цены, а не «фьючерсы» – более низкие, чем в Азиатско-Тихоокеанском регионе, рынок более ёмкий — потребляют газа больше и платят больше. Соответственно, цены в Европе зависят от цен в Азии, они не могут быть ниже, иначе в Европу не придут необходимые объемы, в первую очередь, сжиженного газа. Даже если «Газпром» сейчас нарастил бы поставки, цены бы снизились, «спотовые» котировки упали бы, поставщики сжиженного газа посмотрели бы на эти цены и подумали: а зачем нам вести этот газ в Европу, если он гораздо дороже покупается в Азии? Развернулись бы и направились туда. Европейские покупатели сжиженного природного газа посмотрели бы на это и тоже развернули бы метановозы в рамках реэкспорта в азиатском направлении. Потребность в газе в Европе снижается в течение года по мере роста цен. За прошлый год газовая генерация в Германии произвела 57 тераватт-часов электроэнергии, а в этом году – 50 часов».

Прозвучавшее накануне заявление Борреля можно объяснять попытками европейских чиновников оправдать сложившуюся ситуацию, полагает собеседник издания.

«На данный момент цена на газ в Европе составляет 1732 доллара за тысячу кубометров. К этому привела либерализация европейского газового рынка: Европа отказалась от долгосрочных договоров на транзит газа и перешла к краткосрочным «спотовым» договоренностям на закупку «голубого топлива» сообразно своим текущим потребностям. Либерализация исходила из прогнозов, которые Европа сделала для себя еще в начале 2000-х: что спрос на газ будет увеличиваться, а собственное европейское производство – падать. В связи с этим было принято решение отказаться от привязки к «нефтяной корзине» и создать конкуренцию на рынке поставщиков газа, которая привела бы к снижению цен», — отмечает экономист.

По мнению Александра Фролова, Европа переоценила себя как рынок покупателей, за который будут бороться поставщики — привлекательней для них сейчас оказался азиатский рынок, который стал влиять в том числе на европейские цены: «Одной из задач либерализации было стремление предотвратить возможную монополию на европейском газовом рынке и энергетическое давление на ЕС со стороны таких поставщиков, как Норвегия и Россия».

«Либерализацию европейского газового рынка нельзя назвать однозначно неудачным решением, — отметил в беседе с журналистом издания ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — В предыдущие года желаемая конкуренция поставщиков газа на европейском рынке была. В прошлом году из-за коронавируса, в том числе, потребление было меньше предложения, и в итоге «спотовые» цены составляли меньше $100 за тысячу кубометров газа. Стратегия оказалась выигрышной. А сейчас они сокращают потребление, поскольку по нынешним ценам европейские потребители не могут себе позволить покупать столько газа».

Ситуация с поставками российского газа в Германию имеет политический «бэкграунд» — достаточно вспомнить о взаимной высылке дипломатов российским и германскими посольствами после убийства на территории Германии бывшего полевого командира времен Второй Чеченской войны Зелимхана Хангошвили, а также о позиции в отношении России нового германского правительства, возглавляемого Олафом Шольцем. В то же время судьбе «Северного потока-2» всё это навряд ли угрожает, считает эксперт.

На вопрос, будет ли запущен «Северный поток-2», Игорь Юшков ответил, что, если газопровод соответствует европейскому законодательству, регулятор обязан выдать разрешение на ввод в эксплуатацию

«Единственная возможность остановить «СП-2» по политическим причинам — это ввести официальные санкции. Но даже нынешняя коалиция, которая, может быть, холоднее относится к России, не готова напрямую вести с ней санкционную войну, ведь Россия даст на это свой санкционный ответ. Да, общий фон отношений становится хуже, риторика жёстче, но прямых угроз «Северному потоку-2» из-за смены коалиции пока нет», — подчеркнул специалист Фонда национальной энергетической безопасности.

Автор: Николай Васильев

Источник: Московская газета, 21.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики