Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цена на электроэнергию в ЕС растет с бешеной скоростью

Цена на электроэнергию в ЕС растет с бешеной скоростью

Цена на электроэнергию на рынке на сутки вперед (на 21 декабря) в ряде стран ЕС перевалила за отметку в 400 евро за МВт*ч.

В частности, по данным биржи электроэнергии Nord Pool, средняя цена на электричество в Германии составила 431,98 евро за МВт*ч, во Франции – 442,88 евро, в Нидерландах – 429,84 евро, в Бельгии – 432,99 евро, в Австрии – 434,34 евро за МВт*ч.

Год назад, 21 декабря 2020 года, цены были ниже в среднем в 4-4,5 раза. В Германии – 94,57 евро за МВт*ч, во Франции – 105,95 евро, в Нидерландах – 100,19 евро, в Бельгии – 101,59 евро, в Австрии – 104,14 евро за МВт*ч. 

В ряде городов ЕС, согласно сообщению Bloomberg, на текущей неделе ожидается понижение температуры воздуха до минусовых значений. Это приведет к дополнительной нагрузке на электросети, на которые уже оказывают влияние низкие объемы ветрогенерации и приостановка работы нескольких реакторов АЭС во Франции. 

Во взлете цен на электроэнергию в ЕС виноват Брюссель

Между тем премьер-министр Венгрии Виктор Орбан считает, что взлет цен на газ и электричество в ЕС вызван некомпетентностью Брюсселя. “Самый важный вопрос на саммите лидеров ЕС в Брюсселе – о ценах на энергию. Цены на газ и электричество в Европе словно взорвалась. В том, что цены высоки, большую роль играет плохое регулирование Брюсселя”, — приводятся слова Орбана в видеозаписи в его аккаунте в Facebook. Премьер Венгрии также сообщил, что страны “Вышеградской четверки” (Венгрия, Чехия, Словакия, Польша) предложили свои планы по изменению ценообразования на энергоносители для собственников, отличные от планов Брюсселя.

“Мы с поляками, чехами и словаками выступили с инициативой по изменению правил ценообразования и удешевлению энергии для домохозяйств. Мы хотим воспрепятствовать дальнейшему плану Брюсселя, который облагает налогом домовладельцев и собственников автомобилей. Чехи, поляки, словаки и венгры, возможно, еще болгары вместе будут сражаться, чтобы была возможность защитить интересы наших семей”, — сказал Орбан.

А между тем Еврокомиссия предложила странам ЕС отказаться от долгосрочных контрактов на газ. ЕК обнародовала законопроект, который предполагает радикальный пересмотр правил европейского энергетического рынка. В числе прочих изменений ЕК планирует установить жесткие сроки для расторжения долгосрочных договоров на импорт природного газа в рамках “перехода к зеленой энергетике”.

“На самом деле это будет сложно сделать”, – считает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. “Во-первых, есть разница между странами Европейского союза. Есть страны богатые и бедные, какие-то имеют хранилища, а какие-то не имеют, где-то этих хранилищ больше, а где-то меньше. Во-вторых, какие-то страны привыкли иметь долгосрочные надежные контракты, и это их вполне устраивает. Например, Венгрию или Австрию. Зачем им надо отказываться от контрактов, которые их устраивают”, – отметил Митрахович.

Автор: Денис Давыдов

Источник: ТЭКНО:///блог, 21.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики