Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Suddeutsche Zeitung: Украина хочет стать альтернативой «Северному потоку – 2»

Suddeutsche Zeitung: Украина хочет стать альтернативой «Северному потоку – 2»

Украинская ГТС является альтернативой «Северному потоку – 2» только формально, отметил в комментарии ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович, добавив, что экономически и технологически разница между проектами составляет десятилетия. 

 

«Оператор ГТС Украины» лоббирует свои возможности

Издание Suddeutsche Zeitung сообщило о заявлении главы «Оператора ГТС Украины» Сергея Макогона германскому пресс-агентству в Киеве.

Макогон утверждает, что украинский газотранспортный маршрут ни разу не останавливался по техническим причинам, а прекращения поставок в 2006 и 2009 годах были сделаны Россией по политическим причинам.

Опасения у Макогона вызывает тот факт, что транзит газа через Украину в 2021 году сократился на 30% по сравнению с 2020 годом и на 45% по сравнению с 2019 годом. В текущем году «Газпром» транзитировал через украинскую ГТС 40 млрд кубов газа.

«Газпром» выполняет обязательства по контракту 2014 года и исправно платит за транзит 109,3 млн кубов в день, однако во второй половине года не бронирует дополнительных мощностей и не выбирает полностью транзитную квоту. 

 

Это привело к тому, что украинский маршрут иссушается, а Киев теряет транзитные доходы. «Газпром» ведет курс на сокращение транзита через Украину, что грозит Киеву последствиями. Макогон утверждает, что в случае прекращения транзита Киеву придется повысить тарифы на газ внутри страны в пять раз и переформатировать маршруты поставки сырья на внутренний рынок.

«У нас имеются расходы, мы не можем покрыть их за счет украинских потребителей», – заявил Макогон.

С 2014 года тарифы на Украине выросли не менее, чем в 14 раз, причем произошло это не из-за сокращения российского транзита, а по требованию МВФ, но если сырья «Газпрома» не будет в украинской трубе, то ситуация для Киева станет очень тяжелой.

Украине придется модернизировать мощности под новые условия или отключать от газа целые регионы. Интересно, что даже в такой ситуации Макогон называет украинскую ГТС альтернативой «Северному потоку – 2», способной поставлять на 100 млрд кубов газа в год больше.

Однако непонятно, как можно сравнивать новейший газопровод и инфраструктуру, построенную в восьмидесятые годы XX века и с тех пор почти не обновлявшуюся. Особенно странно видеть ретрансляцию таких взглядов со стороны помешанных на экологии немцев. 

 

Украина проигрывает конкуренцию «Северному потоку – 2»

«Многое зависит от критериев для сравнения. Если под ними понимается тот факт, что “Северный поток – 2” и украинская ГТС предназначены для транспортировки российского газа с востока на запад, то они действительно похожи», – заключает Митрахович.

У украинцев есть даже преимущество: «Северный поток – 2» рассчитан на транзит 55 млрд кубометров газа в год, а украинская ГТС – на почти 200 млрд кубометров, но есть и экономические критерии. Транзит газа через Украину в ФРГ выходит намного дороже.

Транспортное плечо через Украину длиннее, а инфраструктура давно вышла за предельные сроки эксплуатации.

«Не надо забывать и про заинтересованность поставщика – Россия сделала ставку на “Северный поток – 2”, и это право “Газпрома”. Есть и разница в уровне технологий: здесь “Северный поток – 2” на десятки лет впереди “украинской альтернативы”. Трубы новее, усталости металла нет, поэтому чисто теоретически конкуренция существует, но Украина ее проигрывает», – констатирует Митрахович

 

Показательны объемы транзита газа: несколько лет назад поставки через Украину были на уровне в 80–90 млрд кубов, а сегодня снизились до 40 млрд кубов. Произошло это благодаря запуску «Турецкого потока» и сокращению закупок газа в ЕС во второй половине 2021 года.

Экономически украинская ГТС значительно слабее «Северного потока – 1», «Северного потока – 2» и «Турецкого потока», в этом нет сомнений даже у самых закостенелых критиков российских газовых проектов в Европе, поэтому проблема сводится к политике.

Украину используют как средство давления на РФ, поэтому идет лоббирование переподписания контракта 2019 года, но транзитный лимит в 40 млрд кубов слишком большой для «Газпрома», и компания не согласится на такие условия.

«Обстоятельства могут меняться – еще три года до окончания контракта 2019 года, украинцы хотят, чтобы им сегодня дали гарантии, но никто этого делать не будет. Ситуация до 2024 года может кардинально поменяться», – резюмирует Митрахович

 

Проблема упирается не в политику, а в объемы потребления газа в Европе и европейский энергобаланс. Как можно требовать от РФ обязательств по транзиту газа после 2024 года, если у «Газпрома» нет гарантированных контрактов на поставку сырья?

Европа находится на перепутье как по вопросу объемов потребления российского газа, так и по контрактным условиям работы с «Газпромом». Пока эти проблемы не будут обговорены, никто не станет обсуждать перспективы украинского транзита.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 23.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики