Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ, мотор! Бизнес-подоплёка казахстанской революции

Газ, мотор! Бизнес-подоплёка казахстанской революции

В качестве отправной точки протестов в Казахстане было представлено недовольство населения подорожанием сжиженного углеводородного газа (СУГ) на заправках. Цена литра СУГ в 2022 году составила около 120 тенге. В 2021-м она колебалась в диапазоне 50–60 тенге. Для сравнения стоимость СУГ в России в пересчёте на тенге в среднем составляет 180 тенге. Основная причина роста цен на казахстанских АЗС – решение властей «отпустить» цены.

Во всём виновата мировая конъюнктура?

Как и в России, казахстанским производителям углеводорода в 2021 году в связи с рекордным ростом биржевых цен на газ стало выгоднее экспортировать его, нежели продавать внутри страны. В результате государство, производство СУГ в котором превышает его внутренние потребности, столкнулось с дефицитом на внутреннем рынке. В силу госрегулирования цены там были в разы ниже мировых, что стимулировало производителей к наращиванию экспорта и снижению реализации в Казахстане. Крупнейший производитель СУГ «Тенгизшевройл» (50 процентов принадлежит Chevron, 25 – ExxonMobil, 20 – «КазМунайГазу», 5 – ЛУКОЙЛу) направлял весь сжиженный газ на экспорт. Главным продавцом СУГ на внутреннем рынке была и остаётся казахстанская национальная нефтяная компания «КазМунайГаз».

«Она ведёт масштабную добычу углеводородного сырья в Мангистауской области, где вспыхнули беспорядки. Располагая тремя заводами (Атырауским и Шымкентским нефтеперерабатывающими и Павлодарским нефтехимическим), “КазМунайГаз” фактически контролирует казахский рынок бензина и сжиженного нефтяного газа». - Леонид Хазанов, промышленный эксперт

 

С начала года топливо начало свободно реализовываться на электронных торгах. Этот факт в совокупности с дисбалансом на внутреннем рынке привёл к тому, что граждане увидели на заправках кратно выросшие цены.

Почему для людей это так важно

Объясняя причину народного недовольства ростом газовых цен, эксперты говорят о том, что этот вид топлива для Казахстана гораздо более принципиален, чем, например, для России, Украины или Белоруссии.

– В Казахстане и частный автотранспорт оборудован газовыми баллонами, и общественный, как автобусы, так и маршрутки. При этом доля СУГ в топливном балансе значительно выше, чем в России, – отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

«В результате даже бедные люди, у которых нет своей машины, резко чувствуют ухудшение благосостояния, когда дорожает газ. У некоторых и на маршрутку-то денег нет, и тут становится ясно, что общественный транспорт подорожает». - Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ

 

После того как беспорядки охватили всю страну, власти поздно приняли меры. Экспорт СУГ автотранспортом запрещён до осени 2023 года, полный переход на реализацию сжиженного нефтяного газа через электронную площадку перенесён на год, на 180 дней введено госрегулирование цен на заправках. Однако декларация данных мер, разумеется, уже не смогла остановить протест.

Автор: Анна Таволга

Источник: Октагон.Медиа, 06.01.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики