Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Слабость Европы. Что ждет европейский рынок газа из-за "Силы Сибири-2"

Слабость Европы. Что ждет европейский рынок газа из-за "Силы Сибири-2"

В Европе растут опасения относительно доступности российского газа, и в этот раз они связаны с перспективой пуска газопровода "Сила Сибири — 2", по которому должны поступать дополнительные объемы энергоносителя в Китай. "Прайм" попытался понять обоснованность этих страхов.

КАРАУЛ!

В Европе возникла обеспокоенность по поводу соглашения России и Китая о строительстве нового газопровода "Сила Сибири — 2", говорится в статье британского издания The Telegraph ("Телеграф"). Его пропускная способность должна будет составить 50 млрд кубометров в год, что сопоставимо с мощностью "Северного потока-2". Ожесточенные продолжительные споры вокруг российско-германского проекта отвлекли внимание Брюсселя и Лондона от стремления Москвы и Пекина удвоить поставки трубопроводного энергоносителя в Азию, сетует автор статьи.

В материале отмечается, что западные эксперты опасаются строительства "Силы Сибири — 2", поскольку проект увеличит возможности России на мировых рынках и повлияет на энергетическую безопасность Европы. По действующим сейчас маршрутам Китай снабжается природным газом с месторождений Восточной Сибири, однако новый трубопровод может связать с потребителями в Азии недра Ямала, откуда энергоноситель поступает в Европу. А это обстоятельство, как полагают специалисты, опрошенные британским изданием, способно поставить под угрозу снабжение европейских потребителей.

При этом Россия сможет отдавать предпочтение тем заказчикам, которые будут предлагать более высокую цену, прогнозируют западные аналитики. В результате рынок природного газа в Европе рискует стать более дефицитным в случае увеличения "Газпромом" поставок в Китай, опасаются они.

ВСЕ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ

"Не совсем согласен с оценками, приведенными в британском источнике, – говорит генеральный директор Фонда национальной энергобезопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. – Надо правильно расставить акценты". Действительно, признает специалист, в вопросе о сочетании поставок в Китай и Европу речь идет об одной ресурсной базе, и особенно это касается проекта "Сила Сибири — 2", строительство которого начинается с так называемого Уренгойского узла, с Надым-Пур-Тазовского региона, откуда десятилетиями энергоноситель транспортируется в Европу. И это давний страх европейцев, отмечает специалист. "Пятнадцать лет назад главный вопрос, который мне задавали в Европе представители бизнес-кругов, был таков: где гарантия, что Россия сможет полностью выполнять свои контрактные обязательства? И я прекрасно помню эти графики, на которых наглядно показывалась предстоящая катастрофа с объемами добычи в Надым-Пур-Тазе, ожидавшаяся уже к 2020-му, – рассказывает Симонов. – Отсюда и берутся страхи, что если еще и "Силу Сибири — 2" подключить к этому району, то газа точно не хватит".

Однако есть один существенный момент, который европейцы стараются не замечать: "Газпром" начал использовать абсолютно новую ресурсную базу на полуострове Ямал, намного севернее. "Именно этим, кстати, объясняется необходимость "балтийских" труб, о чем, собственно, говорили много раз, – развивает мысль эксперт. – Расстояние от Ямала до Германии на 1900 километров меньше, чем от Надым-Пур-Таза через Украину". И месторождение Бованенково органично связывается с "северными" маршрутами, – резюмирует он.

"То есть ресурсная база имеется, – поясняет глава ФНЭБ. – И там есть несколько проектов, которые пребывают в стадии подготовки. Вопрос в том, чтобы у нас были контракты с европейцами. Найти под них газ – не проблема".

На Ямале только под действующие трубы имеется 110 млрд кубометров, а запасы месторождений, естественно, гораздо больше, утверждает Симонов.

"И только если мы говорим про "уренгойский" узел, то из него объемы действительно заберут из той ресурсной базы, которая предназначалась для Европы. Но ведь есть новая ресурсная база, и, следовательно, нет проблемы в обеспечении контрактных обязательств", – говорит он.

Сейчас проблема в другом, уточняет эксперт: если 15 лет назад европейцы сомневались, что Россия выполнит контракты, то сейчас они заняли другую позицию. "Нужен газ – мы его взяли, не нужен – до свидания. То есть спот", – отмечает специалист. Но это означает движение в сторону отказа от долгосрочных контрактов, что, в свою очередь, чревато "разбалансировкой" системы и отсутствием надежности поставок, делает вывод Симонов.

При этом специалисты Брукингского института в своем докладе "Формирующийся мировой рынок природного газа и энергетический кризис 2021-2022 годов" отмечают, что энергетические рынки по своей природе не отличаются гибкостью в плане ценообразования, и в связи с этим склонны к волатильности. "Тем не менее возникший в последнее время акцент на охране окружающей среды и доступность энергоносителей на начальном этапе энергетического перехода, возможно, привели к ослаблению внимания, которое уделялось энергетической безопасности", – полагают эксперты института. Авторы доклада допускают, что участникам рынка во избежание проблем потребуется уделять больше внимания таким мерам, как накопление стратегических резервов и управление спросом.

БОЛЬШАЯ "ПУГАЛКА"

Еще более скептичен относительно мнений, которые представил британский "Телеграф", главный научный сотрудник Института проблем газа и нефти РАН Алексей Мастепанов.

"Это очередная большая "пугалка", – считает специалист. – В действительности "ямальская" база может удовлетворить потребности и Евросоюза, и Китая, что было очевидно еще полтора десятилетия назад. Имеющиеся запасы региона позволяют "маневрировать" потоками".

То есть проект "Сила Сибири — 2" мог бы стать великолепной возможностью диверсифицировать основные направления поставок природного газа с Ямала, полагает эксперт.

"Он позволил бы выгоднее использовать российские ресурсы, – развивает свою мысль Мастепанов. – Однако ему изначально стали вставлять "палки в колеса", и сама идея оказалась похоронена, по крайней мере, на 15 лет. Сейчас, когда идея возродилась, стали снова ее "затормаживать". Китайская сторона в предыдущие годы, как отмечает специалист, также выражала сомнения относительно перспективности поставок российского природного газа через территорию Монголии, которая становилась бы транзитером, не подконтрольным Пекину. "Но теперь ситуация изменилась, позиция Китая скорректировалась, и он, судя по всему, настроен иначе", – отмечает эксперт. Однако европейским странам увеличение поставок из России куда-либо, кроме Европы, закономерно невыгодно, резюмирует он.

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 11.01.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики