Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газопровод Baltic Pipe оставит Польшу с финансовыми потерями

Газопровод Baltic Pipe оставит Польшу с финансовыми потерями

Запуск Baltic Pipe принесет много неожиданностей польской экономике, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. У проекта много спорных моментов, которые могут обернуться для Польши значительными финансовыми потерями.

Запуск Baltic Pipe носит проблемный характер

Польша позиционирует достройку газопровода Baltic Pipe в качестве главного экономического проекта страны в 2022 году. Национальный оператор Gaz-System обещает, что газопровод будет не только достроен, но и запущен до конца года.

Экономическая модель проекта заключается в доставке 10 млрд кубов норвежского газа через Данию в Польшу. Газопровод обладает четырьмя морскими и четырьмя наземными участками разной протяженности, которые разбиты на пять отрезков.

Польское руководство обозначило Baltic Pipe как проект, который позволит стране заместить российское голубое топливо. В третьем квартале 2022 года закончится долгосрочный контракт на поставку газа «Газпрома» и компании PGNiG.

В 2019 году Польша импортировала 15,8 млрд кубов газа, в 2020 году этот показатель из-за пандемии COVID-19 снизился до 14,476 млрд кубов, но тренд на увеличение сохраняется. Варшава продолжит увеличивать закупки и не откажется от сотрудничества с «Газпромом». 

 

Контракт PGNiG и «Газпрома» предполагает поставку 10 млрд кубов газа в год, которые поляки хотят заместить с помощью Baltic Pipe, остальные объемы они получают через СПГ-терминал в Свиноустье и реверс газа из ФРГ с помощью «Ямал – Европы».

Варшава позиционирует Baltic Pipe как способ борьбы с РФ и выгодный экономический проект, но он не принесет полякам облегчения. Во-первых, норвежское сырье будет обходиться дороже поставок «Газпрома» по долгосрочным контрактам, а во-вторых, Польша обречена на увеличение потребления газа, а гарантированные объемы голубого топлива рядом с ЕС существуют только у России.

Польша является главным потребителем угля среди европейских государств, поэтому Варшаве в любом случае придется отказываться от угольной генерации. Данный процесс станет быстрым, если власть в стране потеряет партия «Право и справедливость».

Альтернативой угля может быть только газ: польские соглашения о намерениях с американской компанией Westinghouse по атомным станциям нереалистичны как по временным рамкам, так и по финансовым (у Варшавы просто нет таких денег) причинам. 

 

В-третьих, не надо забывать, что добыча газа в Норвегии не увеличивается, Осло пообещал увеличить производство сырья на 2 млрд кубометров, которые даст восстановление производства на главном норвежском месторождении «Тролль».

Таким образом, непонятно, будет ли заполнен Baltic Pipe, учитывая, что свободные объемы газа у Норвегии должны появиться после запуска «Северного потока – 2» и перераспределения позиций между норвежским и российским газом на европейском рынке.

Экономика Baltic Pipe вызывает сомнения

«На европейском рынке работает математика сообщающихся сосудов. Если Baltic Pipe запустят в указанные сроки, в чем есть сомнения (надо достроить датский участок, который был остановлен из-за проведения дополнительных экологических экспертиз), останется еще снять с поставки для его заполнения сырье, которое сегодня поступает в западноевропейские страны», – резюмирует Гривач.

Кто конкретно пострадает из-за этих пертурбаций сказать сложно, поскольку все зависит от контрактов норвежских поставщиков. Однако некоторым странам из-за запуска Baltic Pipe придется изыскивать дополнительные объемы.

Конкурентом «Северного потока – 2» газопровод не является, более того польско-датско-норвежский проект зависит от российско-германского. Большого экономического смысла в Baltic Pipe нет, хотя проект даст Польше еще один вариант закупок природного газа.

Baltic Pipe реализован на европейские деньги в рамках программ развития ЕС. Есть там и более абсурдные проекты, например интерконнектор между Эстонией и Финляндией, позволяющий этим странам торговать друг с другом российским газом.

«Перед нами политическая история. Польские власти имеют идею фикс, согласно которой они любой ценой должны отказаться от долгосрочного контракта с “Газпромом”. Для этого они пытаются выбить максимальное финансирование у ЕС», – заключает Гривач.

Поляки успешно торгуют русофобией в Европе, одновременно они обслуживают внешнеполитические интересы США и получают финансирование от ЕС на инфраструктурные проекты, которые сомнительны с точки зрения реальной экономики.

«Baltic Pipe получил статус “общего интереса” в ЕС, а вместе с ним и большую часть финансирования, остальные затраты на проект Варшава переложила на польских потребителей. Ценовой выгоды не будет – норвежский газ привязан к споту и будет обходиться Польше намного дороже, чем российское сырье по контракту “Газпрома” и PGNiG», - констатирует Гривач.

Будет интересно посмотреть на Польшу, если к моменту запуска Baltic Pipe газовые цены на европейском рынке будут выше 600 долларов за тысячу кубометров. В таком случае новый газопровод превратится в финансовую проблему для Варшавы.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня,10.01.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики