Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Угольный кризис в Азии ускорит строительство российской «Силы Сибири – 2»

Угольный кризис в Азии ускорит строительство российской «Силы Сибири – 2»

Индонезия оставляет страны АТР без энергетического угля на месяц, создавая угрозу усиления мирового кризиса. ФБА «Экономика сегодня» рассказывает о последствиях и роли России при ужесточении проблемы.

Крупнейший в мире экспортер энергетического угля, который используется для выработки электричества, полностью запретил экспорт. Речь идет об Индонезии, решившей таким образом поддержать активность на внутреннем рынке до конца января текущего года.

Продление запрета, считают в международном экспертном сообществе, под воздействием погодного фактора однозначно приведет к новому витку энергетического кризиса. Однако в этот раз резко поднимутся цены на уголь, провоцируя дефицит.

Кризис угрожает другим регионам

Как известно, данный ресурс является основным для генерации электричества в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). И его нехватка рискует стать катастрофичной, в особенности из-за того, что страны-экспортеры не обладают возможностью удовлетворить дополнительный спрос на этом рынке.

«Дефицит угля уже наблюдается не только на азиатском рынке, но и по всему миру, потому что в 2021 году возникла острая нехватка газа. Из-за этого стоимость резко увеличилась и, когда она достигла показателя в 400-500 долларов США за тысячу кубических метров, энергетические компания начали активно переключаться на угольную генерацию.

Началась жесткая межтопливная конкуренция, когда уголь стал очень выгоден для потребителей. По итогам прошлого года рост потребления угля в мире составил почти 9%. Это указало на возврат данного ресурса в мировую энергетику», - рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков

 

Экспорт угля ограничен даже из Российской Федерации, в частности возможностями Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали (Транссиб). В 2021 году эта железнодорожная инфраструктура помогла поставить 129 млн тонн отечественного угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Фактически железнодорожная инфраструктура в прошлом году работала на пределе, но, несмотря на это, Министерство энергетического развития России планирует нарастить объемы поставок на 10 млн тонн в 2022 году. Но даже при увеличении экспорта у Москвы не получится возместить потери из-за запрета в Индонезии, которая ежегодно поставляет 480 млн тонн по всем направления. Большая часть предназначена для стран Азии, в частности Индии, Китая, Японии и Южной Кореи.

Россия видит экспортные перспективы

Прекращение экспорта энергетического угля из Индонезии могло оказаться не таким плачевным для азиатских государств, если бы Австралия, будучи одним из крупных поставщиков, смогла частично возместить нехватку объемов.

Но такая возможность упущена из-за политического решения Пекина, перекрывшего китайский рынок для Канберры. Теперь австралийские предприятия переориентировались на потребителей в Японии, Индии и Южной Корее. Прежде всего они нарастили поставки для Нью-Дели на 15,6%.

«Кризис был и в Китае, когда Пекин в преддверии осенней конференции в Глазго представил себя реформатором, отказавшись от углеродной энергетики. В стране были закрыты часть угольных электростанций и шахт, что привело к дефициту электроэнергии – ее в разных регионах давали по часам ради сокращения потребления.

В октябре – ноябре Пекин возобновил добычу, открыл угольные месторождения, запустил электростанции и закрыл глаза на экологию. Но одна из причин такого кризиса заключалась в сокращении продаж рядом поставщиков, в том числе Индонезией, пострадавшей из-за дождей», - добавил аналитик Юшков.

Около половины экспортных объемов Австралии, напоминает эксперт, состоит из коксующегося угля, то есть ресурса с другими характеристиками, подходящими для металлургической промышленности. Его же Канберра поставляла и в Китай, который после ограничительных мер просто нарастил поставки из России и Соединенных Штатов Америки.

«Наращивание импорта Китайской Народной Республикой спровоцирует нехватку энергетического угля в других регионах. На фоне этого возрастет стоимость ресурсов в европейских государствах, что повлечет негативные последствия в разгар отопительного сезона», - подчеркнул эксперт.

Однако последние продолжают декларировать «зеленую» стратегию развития, похожую на цели Европейского союза, поэтому развитие угольной отрасли проходит не активно. Свободных мощностей не хватает из-за роста экспортных объемов в прошлом году на 30% и уровня внутреннего потребления на 18% относительно данных за 2020 год. 

 

Новый энергетический кризис, спровоцированный ростом цен на уголь и его дефицитом, окажется полезным для российской стороны, которая не исключает наращивания экспортных объемов. Но для этого потребуется модернизировать и увеличить железнодорожную инфраструктуру. Тогда положение России в Азиатско-Тихоокеанском регионе значительно укрепиться.

Подобный сценарий позволит Москве использовать преимущества в переговорах с Китайской Народной Республикой об ускорении строительства магистрального газопровода между газовыми месторождениями Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе КНР.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 11.01.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики