Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поток преткновения. Почему пытаются остановить новый российский газопровод?

Поток преткновения. Почему пытаются остановить новый российский газопровод?

«Северный поток-2» — международный газотранспортный проект, казалось бы, полностью завершенный в конце прошлого года, — снова подвергается нападкам со стороны США, функционеров ЕС и даже крупных немецких политиков.

Очередную атаку на газопровод предпринял известный русофоб сенатор-республиканец от Техаса Тед Круз, который подготовил специальный документ с предложениями по новым санкциям против «Северного потока-2». Круз предлагает включить их в оборонный бюджет, чтобы эти предложения были проголосованы в пакете с его утверждением. Документ даже прошел голосование в нижней палате конгресса. Политик, комментируя шансы на прохождение законопроекта через сенат, назвал их «хорошими». Для того чтобы документ одобрили, необходимо получить поддержку как минимум десяти демократов. Впрочем, сенаторы-демократы пока не торопятся давать новым санкциям против «Северного потока-2» зеленый свет. Второй по значимости демократ в сенате Дик Дурбин заявил, что Тед Круз требует слишком многого, а глава сенатского комитета по международным отношениям Бен Кардин добавил: в документе есть «беспрецедентные вещи», которые заставляют задуматься, насколько принятие законопроекта оправданно. При этом он подчеркнул, что по-прежнему выступает против запуска газопровода.

Удивительно, но фактически поддержала американского сенатора на прошлой неделе и новый министр иностранных дел Германии Анналена Бербок, которая заявила, что проект строительства «Северного потока-2» пока не соответствует требованиям Евросоюза, и это, по ее словам, является причиной приостановки процесса сертификации газопровода. «Наше федеральное правительство четко указало в соглашении о коалиции, что энергетические проекты в Германии должны соответствовать европейским требованиям, что распространяется и на «Северный поток-2». Но на данный момент этого нет, поэтому процесс сертификации приостановлен», — сказала глава МИД ФРГ в интервью итальянской газете La Stampa, опубликованном 10 января.

Впрочем, больше удивляет не это высказывание, а то, что, по версии Бербок, вопрос о запуске «Северного потока-2» носит «геополитический характер». Министр подтвердила, что нынешнее правительство Германии разделяет подход, закрепленный в совместной декларации с США, согласно которому «в отношении России будут приняты эффективные жесткие меры вместе с европейскими партнерами в случае использования Москвой энергетики в качестве оружия или любых агрессивных действий на Украине». При этом Бербок считает, что «политическая ответственность заключается в том, чтобы обеспечить всем в Европе — независимо от уровня доходов — электричество и отопление». «Поэтому необходимо укрепить европейскую энергетическую независимость», — полагает глава внешнеполитического ведомства ФРГ.

Характерно, что высказывание ­госпожи Бербок о том, что «Северный поток-2» носит «геополитический характер», противоречит мнению канцлера Германии Олафа Шольца, который считает его «частным и исключительно экономическим проектом». Еще резче о позиции нового министра иностранных дел высказался премьер Баварии Маркус Зедер. Он раскритиковал позицию Анналены Бербок, назвав ее «наивной и неуверенной». По его мнению, такого рода внешняя политика министерства может поставить под угрозу интересы всей страны и энергетическую безопасность ФРГ, а это нанесет ущерб в первую очередь немцам.

Примечательно, что в первые дни января стали известны результаты социсследования, проведенного компанией Infratest Dimap и посвященного отношению немцев к «Северному потоку-2». Оказалось, что большинство респондентов (60%) высказались за сохранение газопровода. Интенсивнее всего проект одобряют сторонники партии «Альтернатива для Германии», тогда как чаще сообщали о негативном отношении к нему только сторонники «Зеленых». Российскому газопроводу симпатизируют 70% жителей восточной части ФРГ, однако он находит поддержку и в западной части страны — за него выступили 57% опрошенных против 30% отнесшихся негативно, отмечают аналитики.

Эксперты считают, что в случае с «СП-2» ряд европейских политиков предпочитают ставить на первое ­место свои сиюминутные политические интересы, одновременно поддерживая курс Вашингтона в отношении газопровода. А это приводит к тому, что ЕС в целом теряет свою самостоятельность. «Северный поток-2» — индикатор суверенности Европейского союза. Тот факт, что он запускается с таким скрипом, говорит о том, что на территории ЕС страны не принимают решения. Если такое положение дел сохранится и запуск газопровода не будет форсироваться, то Европу ждут темные времена не только в экономическом смысле, но и в политическом плане, так как будет понятно, что с ней не о чем говорить, европейский рынок в целом потеряет привлекательность», — полагает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Между тем с введением в эксплуатацию «Северного потока-2» Евросоюз мог бы получить дополнительные объемы газа, отмечает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. «Если бы в Европе заключили новые долгосрочные контракты с Россией на поставку газа, то это могло бы снизить цену на него и для самих государств, и для их граждан. В противном случае под удар попадают простые потребители», — поясняет аналитик.

«Общим лейтмотивом в нынешнем противодействии запуску газопровода выступает желание ряда стран ЕС придерживаться проамериканской политики. Именно этот момент, в частности, и привел к расколу мнений в новом правительстве ФРГ», ­­— уверен Митрахович. По его словам, в Германии сейчас нет общего мнения, что делать дальше с этим газопроводом. Потому что нынешние власти боятся испортить отношения и с Россией, и с Соединенными Штатами. «Несмотря на то что «Северный поток-2» стране нужен, в Берлине опасаются принять решение, которое вызовет политический скандал. Ведь все вокруг сразу начнут говорить, что Германия прогнулась под Путина», — поясняет эксперт. Вместе с тем, по его мнению, одни только слухи о скором запуске газопровода могут изменить цену на голубое топливо, снизив ее. «Всегда присутствует спекулятивная составляющая рынка. Он реагирует даже на новости в Twitter. Конечно, это не значит, что достаточно открыть вентиль, и цена будет как в 2020 году, но то, что она снизится, и существенно, — это без сомнений», — рассуждает аналитик.

Однако, как заметил в своем комментарии политолог Александр Асафов, пока что давление со стороны американцев и собственные интересы отдельных политических сил в Брюсселе перевешивают объективные выгоды от российского газопровода. «Политизация «Северного потока-2» началась еще до его появления, так как этот проект мешал планам США зайти на европейский энергетический рынок. К тому же американцы были вполне удовлетворены существовавшей ситуацией, при которой они могли контролировать транзит газа через территорию Украины. Поэтому, если бы у Вашингтона не было планов по поставкам СПГ в Европу, газопровод уже давно заработал бы. Однако теперь США будут ему противодействовать настолько долго, насколько это возможно, а их традиционные сторонники в лице Прибалтики, Польши, Чехии и прочих стран их поддержат», — подытожил Асафов.

Автор: Александр Казаргин

Источник: Санкт-Петербургские ведомости, 14.01.2022

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики