Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К концу года Минск и Москва урегулируют нефтегазовые вопросы

К концу года Минск и Москва урегулируют нефтегазовые вопросы

Белоруссия в реальности понимает, что проект с венесуэльской нефтью экономически абсурден, и российская нефть, даже обложенная пошлинами, обходится Минску дешевле. Об этом 22 ноября в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости заявил президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

По его словам, с российской стороны была предложена вполне разумная схема: не облагать пошлиной нефть при пересечении границы России и Белоруссии, а та пошлина, которая взимается при пересечении границы Белоруссии и Польши (ЕС), должна идти в бюджет России. «Эта формула вполне рациональна, хотя не думается, что Россия заинтересована максимально быстро внедрить ее. Согласно российскому налоговому законодательству, пошлина на нефтепродукты ниже, чем пошлина на сырую нефть», — заявил он.

Симонов напомнил о схеме, предложенной российской стороной, согласно которой энергетика выводится за рамки Таможенного союза, и которая, по его словам, не вполне логична. «Кроме того, есть проблема с Казахстаном, у которого ставка экспортной пошлины на сырую нефть более чем в десять раз меньше, чем в России», — отметил он. В целом, по прогнозам Константина Симонова, с учетом того, что Россия предложила определенную схему, до конца к ней 2011 года удастся придти.

Однако, по словам эксперта, помимо этого есть и история с газом, в которой Белоруссия «откровенно валяет дурака». «Газ уже давно находится в Едином экономическом пространстве, потому что при пересечении российско-белорусской границы экспортная пошлина на него не взимается. То есть, Белоруссия эту скидку уже давно получила», — отметил Симонов, добавив, что Минск просто придумал, что цена за газ должна «строиться по какой-то хитрой формуле, которая устраивает белорусскую сторону».

В связи с этим Симонов не исключил, что вопрос с нефтью может быть связан с попыткой «прокачать Россию по газовой теме» и получить какие-то бонусы. При этом эксперт считает, что сегодня шансы на сближение позиций Москвы и Минска намного выше, чем несколько месяцев назад, поскольку Белоруссия понимает, что все проекты с Венесуэлой «политизированны и глупы».

Политизированным и «шокирующим» Симонов назвал заявление белорусского президента Александра Лукашенко о том, что Белоруссия готова покупать у Азербайджана сжиженный природный газ (СПГ), построив на своей территории заводы по его обратному разжижению. «В Азербайджане нет никакого СПГ и быть не может, потому что у Азербайджана нет выхода к Черному морю. А на Каспий никто СПГ качать не будет. Следовательно, покупать СПГ теоретически нужно не у Азербайджана, а у Грузии, у которой тоже сегодня нет ни одного терминала и которая даже строить их не собирается. Кроме того, у самой Белоруссии нет выхода к Черному морю», — отметил эксперт, добавив, что ему не понятно, на кого рассчитаны эти слова.

Тем не менее, Симонов считает, что к концу текущего года удастся зафиксировать и выйти на тот уровень цен на газ, который был заложен в соглашении от 2006 года: европейская цена минус транспортные расходы и минус 30%.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, глава правительства Белоруссии Сергей Сидорский обратился к России с предложением до разрешения спора по выходу на 1 января 2011 года принять решение об отмене пошлин, взимаемых Российской Федерацией на нефтепродукты и продукты химии, поставляемые в Белоруссию. «Позиция российской стороны состоит в том, чтобы на 1 января 2011 года при подписании всех документов по созданию Единого экономического пространства выйти на обнуление таких пошлин», — заявил он. В ответ премьер России Владимир Путин поправил коллегу, заметив, что отмена вывозных таможенных пошлин на нефть произойдёт не при подписании всего пакета документов по ЕЭП, а при его ратификации. Он также отметил, что «дешевле, чем Белоруссия, из наших зарубежных потребителей газ никто не получает».

Источник: ИА REGNUM, 22.11.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики