Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» хочет через суд повысить цену на газ для Польши начиная с 2017 года

«Газпром» хочет через суд повысить цену на газ для Польши начиная с 2017 года

По мнению эксперта, «Газпром» собирается «бороться» с Польшей ее же оружием — если было судебное решение в пользу Польши о переплате за газ, то может быть и судебное решение о недоплате «Газпрому»

«Газпром» в суде потребовал повысить цену на газ для Польши с 2017 года. Ранее концерн направил в адрес польской компании PGNiG требование о пересмотре цены на газ. Такая возможность предусмотрена действующим долгосрочным контрактом.

Поскольку коммерческие переговоры по этому вопросу не принесли результата, российская компания обратилась с иском об увеличении цены газа в международный арбитраж в Стокгольме.
Одновременно «Газпром» добивается в Апелляционном суде округа Свеа в Стокгольме отмены арбитражного решения, вынесенного в марте 2020 года. Тогда суд постановил привязать цену голубого топлива для Польши к спотовому рынку газа, а не к нефтяным ценам, как было ранее.
При этом сейчас Польша платит за газ намного больше, чем могла бы платить согласно формуле цены, действовавшей до 2014 года. Причина — в резком скачке цен на газ на европейском рынке.
О том, чего добивается «Газпром», подав новый иск к польской компании, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Газпром», видимо, говорил, что были периоды за время действия контракта с польской компанией PGNiG, когда на спотовом рынке цены были выше, чем по контракту с нефтяной индексацией «Газпрома», и «Газпром» теперь говорит: ну, раз на спотовом рынке справедливая, эталонная цена, вот она и правильная, давайте тогда за те периоды пересчитайте мне выплаты польской PGNiG. До этого PGNiG как раз доказала по схожей логике свою правоту. Она говорила, что вот в некоторые периоды по контракту с нефтяной индексацией цены были выше, чем на спотовом рынке, поэтому им пересчитали эти периоды, и получилось, что они переплатили «Газпрому» 1,5 млрд долларов. И в прошлом году, в 2021-м, «Газпром» 1,5 млрд эти отдал Польше. А теперь «Газпром», по всей видимости, говорит о том, что а вот в некоторые периоды было наоборот, то есть раз уж вы сами в арбитраже всегда говорите, что спотовый рынок — это индикатор, это справедливая цена, то, пожалуйста, давайте тогда поднимем наши цены, когда они были с нефтяной индексацией до уровня спота, и выплатите, пожалуйста, мне ту сумму. По всей видимости, речь именно об этом идет, о такой логике «Газпрома», потому что сейчас по нынешнему контракту его, в общем-то, все устраивает. Потому что в 2020 году арбитраж по просьбе PGNiG принял решение о том, что теперь должна быть не нефтяная индексация, а с привязкой к спотовому рынку, и фактически после этого цены на споте начали расти, расти, расти, и весь прошлый год они росли, сейчас они рекордные и так далее. И даже сама польская компания отправляла письмо в «Газпром» примерно с такой мыслью, что «ребята, давайте не будем горячиться, может быть, мы вернемся обратно к нефтяной индексации, несмотря на то что арбитраж нам предписал к споту привязаться?»

Ранее Варшава потребовала от Еврокомиссии провести расследование деятельности «Газпрома», который польская сторона подозревает в манипуляциях на европейском газовом рынке.

В Москве все обвинения в этом неоднократно отвергали и заявляли, что «Газпром» выполняет все свои обязательства по действующим контрактам.

Источник: BFM.RU, 15.01.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики