Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем Европе "кошмарить" "Газпром". На что готов ЕС ради российского газа

Зачем Европе "кошмарить" "Газпром". На что готов ЕС ради российского газа

"Газпром" готов предоставить Европе дополнительные объемы газа – на это хватит и ресурсов, и оборудования. Готова ли Европа согласовать условия, при которых российской компании будет выгодно инвестировать в добычу и разработку, или пойдет по пути давления, выяснил "Прайм".

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВЫПОЛНЕНЫ

Российский вице-премьер Александр Новак в интервью телеканалу "Россия 1" сообщил, что "Газпром" в 2021 году в полной мере выполнил обязательства перед европейскими потребителями природного газа в рамках долгосрочных контрактов.

"Более того, — уточнил он, — мы значительно больше поставили в Германию, в Турцию, в другие страны, которые выбирали свои объемы".

Также Новак заверил, что Россия может поставлять в Европу больше энергоносителя.

Ранее авторитетные деловые издания Запада — американское Bloomberg и британское Financial Times сообщили, что глава Международного энергетического агентства (МЭА; IEA) Фатих Бироль обвинил Россию в искусственном сдерживании поставок в Европу природного газа в условиях "повышенной геополитической напряженности", что привело к кризису в снабжении энергоносителем. По его словам, Россия могла бы увеличить поставки, по крайней мере, на 3 млрд кубометров в месяц, то есть как минимум на треть относительно текущих объемов.

"Мы можем поставлять, – согласился российский вице-премьер. – У нас огромные ресурсы, но любая добыча — это инвестиционный проект, который требует времени, чтобы этот проект окупился". Таким образом, необходимо обоснованное привлечение инвестиций, констатировал Новак.

"Поэтому должна быть понятная сбытовая политика", – озвучил он свой вывод.

Россия всегда выступала за приоритет долгосрочных контрактов в обеспечении энергобезопасности потребителей, уточнил чиновник.

Ранее, в начале октября, глава МЭА уже выступал с критическим заявлением в адрес "Газпрома". Тогда Бироль сообщил, что, согласно анализу его организации, Россия могла бы увеличить экспорт примерно на 15% от того объема, который импортирует Европа при пиковых зимних показателях потребления.

ДВЕ ЦЕЛИ

"Я думаю, что заявления Бироля имеют две цели, – рассуждает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Главная – оправдаться перед жителями ЕС за астрономические цены за газ и электроэнергию в платежках, остановку многих предприятий и другие последствия непродуманной энергетической политики последних лет". Кстати, МЭА – один из институтов формирования и рекламирования этой политики, который несет весомую долю ответственности за кризис, уточняет эксперт.

"Вторая цель, – как указывает специалист, – оказать давление на Россию "трэштокингом". Из той же серии – угрозы наложения санкций". Однако попытками МЭА отвести от себя обвинения в реальных просчетах и информационным давлением на Россию дело может не ограничиться.

"Что касается конкретных шагов, то, как минимум, до окончания отопительного сезона от резких действий они, вероятно, воздержатся", — полагает Гривач. Но если будет принято политическое решение "давить", то могут инициировать и официальное расследование, хотя реальных оснований для этого маловато, уточняет эксперт.

"Газпром" выполняет все контрактные обязательства, удовлетворяет заявки клиентов, которые к тому же из-за роста цен и падения спроса на внутреннем рынке, запрашивают гораздо меньше российского газа, чем могли бы. И это признают все участники рынка, включая самых одиозных партнеров типа польской PGNiG.

Поляки выбрали путь конфронтации и разрыва энергетического сотрудничества, поэтому в перманентном выяснении отношений через арбитраж нет ничего удивительного.

ГДЕ ЭНЕРГОДИАЛОГ?

Сам посыл письма правильный с точки зрения необходимости диверсификации источников энергии, считает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова.

"Но зачем было акцентировать внимание на том, будто основная проблема европейского рынка газа кроется не в сложностях энергоперехода, а в действиях "Газпрома"? – задается она вопросом.

При этом прозвучало верное утверждение, что европейским потребителям необходимо создавать стратегические запасы газа, по аналогии с практикой Международного энергетического агентства, которая сложилась в отношении нефти после арабо-израильской войны. Только такой подход позволит говорить об энергобезопасности.

"Природный газ, как указывает сам Бироль, еще много лет будет обеспечивать гибкость на пути энергоперехода, – отмечает эксперт. – А "Газпром", уже много лет отвечая на подобные вопросы, говорит, что за гибкость надо платить". Позиция российского госхолдинга такова, говорит Белова: "либо давайте заключать долгосрочные контракты, либо хотя бы за пять лет надо согласовывать объемы реального потребления, чтобы было понимание относительно окупаемых инвестиций".

Такой обмен мнениями существовал и продолжался до 2014 года, но этот энергодиалог прервался с началом "санкционной войны" между Евросоюзом и Россией, напоминает специалист.

"Кстати, аналогичную позицию относительно поставок природного газа в страны ЕС заняла Норвегия, которая также поднимала вопрос о гарантиях спроса на газ", – уточняет эксперт.

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 20.01.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики