Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый бензиновый демпфер должен придушить цены на бензин

Новый бензиновый демпфер должен придушить цены на бензин

Правительство выплатило нефтяникам из бюджета более 600 миллиардов рублей

Цена литра бензина в РФ продолжает расти, преодолев отметку в 50 руб. за литр. Власти успокаивают, что рост цен на бензоколонках идет в рамках общей инфляции. Однако если в магазинах можно выбрать товар подешевле или попасть на скидку, то на АЗС такой опции не предусмотрено: бери за сколько предлагают или иди пешком. Наши чиновники уверены, что удержат бензиновые цены под контролем. В том числе и с помощью так называемого демпферного механизма, выплачивая из бюджета миллиарды рублей нефтяным компаниям за разницу между внутренними и экспортными ценами.

Министерство финансов рассчитывает, что законопроект о корректировке топливного демпфера будет принят в весеннюю парламентскую сессию, если правительство одобрит их совместные с Минэнерго предложения, сообщил статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов. Он уточнил, что планируемая дата индексации условной цены топлива – 1 июля.

Демпферный механизм применяют с начала 2019 года. Его суть заключается в том, что если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.

Последний раз этот механизм подправляли в мае прошлого года. Министр энергетики Николай Шульгинов объяснял, что благодаря этому удастся удержать рост цен на заправках в пределах годовой инфляции, сохранив, с одной стороны, доступность для населения социально важного продукта, а с другой – нормальную доходность топливного бизнеса.

«Мы сейчас с Минэнерго прорабатываем окончательные параметры корректировки демпфера. Задним числом корректировки демпфера не будет, потому что будут выпадающие доходы бюджета – мы это планируем на будущее», – сказал Сазанов. Ранее ожидалось, что корректировки заработают с января 2022 года. Само внесение законопроекта с поправками ожидалось на прошлой неделе. «Сейчас по уровню компенсации скорее всего это будет 50% через НДПИ и 50 ФНБ», – пояснял Сазанов, как правительство собирается замещать выпадающие доходы бюджета от корректировки демпфера.

Ранее вице-премьер Александр Новак рассказывал, что для сглаживания ценовой ситуации на рынке топлива кабмин планирует индикативную цену, с которой сравнивается экспортный паритет, проиндексировать не на 5,5%, как сейчас заложено в Налоговом кодексе, а на 3%. Кроме того, планировалось повысить уровень компенсации – с 68 до 83% от разницы между экспортной ценой (нетбэк) и индикативной ценой на бензин в демпфере.

Средние потребительские цены на бензин в России к середине января достигли 50,45 руб. за литр, сообщил Росстат. В 2021 году они выросли на 8,84%, чуть превысив темпы общей инфляции, которая составила 8,39%. Новак отмечал, что, по данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК и Федеральной антимонопольной службы, отслеживающих значительно большее количество АЗС, цены на АИ-92 с начала года по 24 декабря выросли на 7,8%, на АИ-95 на – 7,6%.

В 2020 году рост был на 2,5% против индекса потребительских цен на уровне 4,9%. И этот факт власти приписывают демпферу. Если бы не демпфер и другие меры властей, цена топлива на АЗС была бы на 15 руб. выше, говорил в ноябре Шульгинов.

На 14 января 2022 года инфляция в РФ продолжила рост, составив в годовом исчислении примерно 8,62%. При этом ЦБ сохраняет свой прогноз по инфляции на 2022 год в интервале 4–4,5%, а правительство держится за прогноз в 4%. Значит, когда чиновники от топлива говорят, что цель демпфера – держать цену на бензин в пределах инфляции, они тоже надеются, что бензин вырастет не выше чем на 4,5%.

Демпфер стоит бюджету немалых денег. В 2021–2023 годах дополнительно бюджет потеряет от демпфера 52,4 млрд руб. (из них в 2022 году – 9,1 млрд руб., в 2023 году – 37,3 млрд), говорилось в материалах к проекту бюджета РФ на 2021–2023 годы. Кстати, в марте 2020 года бюджет впервые заработал на этом механизме сдерживания цен на бензин и дизель, тогда российские нефтяники заплатили свыше 10,5 млрд руб. из-за низких цен на нефть. Всего по итогам 2020 года они выплатили в бюджет около 350–400 млрд руб., рассказывал Сазанов. Сегодня, однако, нефть держится на уровнях выше 80 долл. за баррель, и раскошеливаться приходится бюджету. Однако лишние десятки миллиардов – возможно, после событий в Казахстане – являются не главным тормозом при принятии решений, которые влияют на ценники на АЗС.

В настоящее время Минфин и Минэнерго ведут совместную работу в части внесения изменений в топливный демпфер в максимально короткий срок, подтвердили «НГ» в пресс-службе Минэнерго.

В случае с ценами на бензин надо понимать, что в этой сфере не может быть решения, которое удовлетворит всех, объясняет ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович: «Платить должны или конечные потребители, или компании, производящие и торгующие топливом, либо бюджет. Коррекция демпфера в пользу компаний – это не «бесплатное удовольствие» для общества, это потери бюджета, которые в результате скажутся на все тех же конечных потребителях, заинтересованных не только в относительно недорогом топливе, но и в том, чтобы компании не экономили на качестве этого топлива, и в том, чтобы бюджет финансировал строительство дорог, выплату пенсий, содержание армии и т.д.».

Удовлетворить всех сразу в этом многоугольнике заинтересованных сторон невозможно, говорит эксперт, отсюда и постоянная перенастройка не только демпфера, но и всей налоговой системы (НДПИ, НДД, акцизов, обратных акцизов). «Поэтому если в 2021 году компании по демпферу получили 650 млрд руб. выплат, то сколько они получат в 2022 году или позже, сказать трудно, это будет зависеть от всей совокупности обстоятельств, начиная от цен на нефть и курса доллара и заканчивая уровнем социального недовольства ценами на топливо, которые покажут соцопросы. Как стало ясно из недавней казахстанской истории, соцопросы относительно общественных настроений по топливу могут иметь по итогу значение не меньше, а больше, чем изначальные экономические расчеты», – отмечает Митрахович.

Директор Фонда энергетического развития, член Общественного совета при Минэнерго Сергей Пикин уверен, что демпфер – действенный механизм сдерживания цен. «Без него цена давно бы была выше 60 руб. В 2021 году задача механизма по удержанию цены на уровне общей потребительской инфляции в принципе выполнена, если исходить из данных не Росстата, а ЦДУ», – говорит эксперт.

«В 2021 году механизм демпфера уже менялся, чтобы стимулировать производителей оставлять больше топлива на внутреннем рынке, новые изменения служат той же цели, – продолжает Пикин. – Кроме того, планируется увеличить нормативы продаж топлива на бирже, что также отвечает задаче сохранения достаточного количества товара на внутреннем рынке».

По мнению эксперта, гибкости изменений механизма достаточно, чтобы адекватно реагировать на изменение цен на топливо. «В 2020 и 2019 годах цены на топливо в РФ росли очень медленно, сейчас правительство старается подстроить демпфер так, чтобы рост составил не больше запланированной общей инфляции. На мой взгляд, никакой необходимости делать этот механизм «еще более гибким» под якобы влиянием событий в Казахстане нет. Все-таки в Казахстане основной причиной волнений были другие внутренние базовые события, а не рост цен на топливо», – говорит Пикин.

Ни в одной стране мира нет ничего похожего на наш демпфер, который является объектом насмешек экономистов из разных стран. Этот механизм – наш позор, - сказал «НГ» генеральный директор «Инфотэк-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников, член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП РФ Рустам Танкаев. «Суть механизма в том, что деньги сначала у компаний отбирают, а потом возвращают. Он очень запутанный, чтобы провести точные расчеты, нужно писать чуть ли не тома исследований. Механизм создает возможности для существования параллельного бюджета. Это опасная конструкция, которая создает лазейки для коррупции. Цена на топливо во всем мире это очень чувствительный вопрос, но никто не решает ее через демпферы, через систему преференций. Нужно балансировать бюджет, а не систему преференций», - отмечает эксперт.

«Прошедшие в 2021 году (в январе и мае) индексации ценового демпфера успешно сдерживали цену на бензин на уровне инфляции, поэтому велика вероятность, что цена на бензин и дальше будет достаточно стабильной и подниматься вместе с инфляцией 2022 года, - сказал «НГ» исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК "УНИВЕР Капитал" Артем Тузов. – По дизелю тоже применяется ценовой демпфер, но с другой формулой расчета, которая видимо и повлияла на увеличение стоимости. На СУГ (сжиженные углеводородные газы) демпфер не вводили и производители на фоне роста мировых цен на энергоресурсы стали поднимать стоимость. Тут без вмешательства Минэнерго ситуация не улучшится, поскольку, несмотря на конкуренцию с бензином, производителям СУГ может быть выгоднее продажа на экспорт».

Цены на топливо можно снизить отказавшись от избыточных налогов, считает Танкаев. «Доля налогов в конечной цене бензина достигает 75%, при том, что себестоимость нефти у нас просто ничтожна, а прибыль нефтяников составляет 2% с литра, - говорит эксперт. - Цену на бензин формируют, по-сути, только аппетиты правительства».

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 23.01.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики