Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин: будет ли резкий рост цен?

Бензин: будет ли резкий рост цен?

С повышением акцизов на бензин не удастся избежать подорожания топлива, считают аналитики. Но, по мнению экспертов, взрывного взлета цен не будет: к середине следующего года они вырастут не более чем на 1,5 рубля даже с учетом акцизов

Повышение акциза на бензин даст существенную прибавку бюджету и приведет к подорожанию топлива в рознице. Правда, аналитики не ожидают резкого роста цен на топливо. При этом эксперты отмечают, что у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) практически не осталось рычагов воздействия на цены.

В следующие три года акцизы на бензин будут расти постоянно - темпами на 1 рубль за литр ежегодно. В ноябре российский парламент принял правительственный закон, устанавливающий ставки акциза на автомобильный бензин в зависимости от класса топлива.

Так, в отношении бензина, не соответствующего классу 3-5 классам, на 2011 год устанавливается ставка акциза в размере 5995 рублей за тонну. В отношении бензина класса 3 устанавливается ставка на 2011 год в размере 5672 рубля за тонну. В отношении бензина класса 4 и 5 размер ставки составит в 2011 году 5143 рубля за тонну.

Повышение акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла и авиамоторный бензин даст дополнительные доходы бюджета в 2011 году в размере более 80 млрд рублей, в 2012 году - 105 млрд рублей, в 2013 году - более 105 млрд рублей.

А что будет с ценами на бензин? Продолжат ли они расти в следующем году?

В Минэкономразвития в целом признавали, что топливо подорожает в рознице в связи повышением акцизов, но затруднялись оценить насколько. Пытаясь успокоить разгоряченное общественное и экспертное мнение, глава ведомства Эльвира Набиуллина убеждала, что "не нужно опасаться" существенного роста цен на бензин. По ее словам, Минэкономразвития не ожидает значительного роста цен на бензин из-за возможного увеличения акцизов на нефтепродукты. Правда, подчеркивала, что " важно не допустить резкого роста цен на бензин".

Роста цен на бензин избежать не удастся, считают аналитики. "До конца года ФАС обещала позаботиться об отсутствии роста. А вот в I полугодии 2011 года роста, конечно, сложно избежать из-за повышения акцизов", - отметил аналитик ИК "Арбат Капитал" Виталий Громадин в ходе конференции, проведенной на сайте компании "Финам".

Но и резкого взлета не будет. "Не думаю, что цены на бензин к середине следующего года вырастут более чем на полтора рубля даже с учетом акцизов. Темпы роста цен на бензин в России стабильно ниже уровня инфляции и существенно отстают от роста тарифов госмонополий", - отметил заместитель начальника аналитического отдела ИК "Грандис Капитал" Тимур Хайруллин.

Так, по данным Росстата, которые привел аналитик, за последние 10 лет рублевые цены на бензин выросли в 3 раза, а тарифы за услуги ЖКХ - примерно в 12 раз, общественный транспорт - в 7 раз).

С тем, что не будет резкого роста цен на бензин, согласен и главный редактор отдела цен и региональных рынков ИАЦ "Кортес" Михаил Турукалов. По его мнению, повышение цен на бензин, скорее всего, будет плавным. "Последние месяцы на оптовом рынке цены на бензин в целом были стабильными, а на мелкооптовом рынке бензин если и подорожал, то незначительно. Поэтому в течение ближайшего месяца резких скачков розничных цен на бензины ждать не стоит", - считает он.

Есть еще один фактор, который мог бы удержать рост цен на приемлемом уровне - ФАС, которая постоянно пытается усмирить аппетиты рынка. Но так ли уж действенен этот инструмент сдерживания цен?

"ФАС ни коим образом не перестала, продолжает точно так же регулировать оптовый и розничный сегмент. Тем более, что рождается новое решение - начислять большой штраф, а потом на основании мирового соглашения получать его часть. Однако ВИНКи (вертикально интегрированные компании) активно и по-прежнему успешно борются в судах, так что памятное решение ВАС в пользу антимонопольщиков, которое, казалось бы, могло стать знаковым и изменить картину, на самом деле баланса сил в целом не поменяло", - отмечает начальник отдела аналитических исследований ИГ "Универ капитал" Дмитрий Александров, принявший участие в конференции.

Как считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, несмотря на многолетние усердия ФАС, победить картельные образования на розничном рынке нефтепродуктов по-прежнему не удается: топливо на АЗС продолжает дорожать. "Сейчас, когда ценовой коридор мировых цен на нефть достиг $80-85 за баррель (с недавних семидесятидолларовых рубежей) - нефтяники апеллируют с этим фактом к ведомству Артемьева, оперируя конъюнктурными соображениями. Однако не стоит забывать, что цены на бензины давно отыграли этот лаг удорожания - они растут постоянно и независимо от биржевых котировок цен на нефть", - отмечает эксперт.

Когда нефть дешевела, было иное объяснение роста ценников на заправках от аналитиков и самих ВИНК - якобы маржа от экспорта сырой нефти упала, и рост цен на розничном рынке - это попытки компенсировать "выпадающие доходы от экспорта "черного золота", поясняет Александр Пасечник. При этом, по его словам, в ФАС понимают, что нефтяники придумывают всевозможные отговорки, лишь бы оправдаться перед надзором. "Теперь есть вновь повод полагать, что недавно объявленная программа "мировой" по оборотным штрафам "большой четверке" вполне может быть свернута", - не исключает он.

К тому же, считает А.Пасечник, "новых идей по наведению порядка на рынке нефтепродуктов нет - по-прежнему ФАС будет лишь слабым "сдерживающим" элементом". По его мнению, кардинально изменить ситуацию может лишь создание системы независимой переработки в стране и системное развитие биржевой торговли, а вернее ее механизмов.

В целом за январь-октябрь цены на бензин в России выросли на 4,2% и продолжили повышаться в ноябре. По данным Росстата, на 15 ноября в среднем один литр бензина стоил в России 22,54 руб. Цена литра марки А-76 повысилась до 19,80 руб., марка А-92-93 подорожала до 23,14 руб. Высокооктановый (Аи-95 и выше) стоит уже более 25 руб.

В конце прошлого года литр А-76 стоил 19,16 рубля, бензин марки А-92-93 - 21,84 рубля, высокооктановое топливо - 23,57 рубля за литр. То есть, сильнее всего подорожало качественное топливо, прибавив с начала года более 1,4 рубля.

Но может автолюбителям повезет, и рост цен в топливной рознице смягчит снижение транспортного налога? Совет Федерации внес изменения в Налоговый кодекс, уменьшающие в два раза базовую ставку транспортного налога для всех видов транспортных средств. Кроме этого, регионам предоставляется право устанавливать пониженные ставки транспортного налога вплоть до нулевой ставки.

Источник: Finmarket.ru, 26.11.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики