Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» спасет Монголию от экологического коллапса

«Газпром» спасет Монголию от экологического коллапса

У российского поставщика есть отличный шанс получить надежного зарубежного партнера, готового к значительному развитию своей газовой инфраструктуры.

Очевидное продвижение в вопросе строительства газопровода «Союз Восток», который станет продолжением проекта «Сила Сибири — 2», свидетельствует, что Улан-Батор может стать не просто «транзитной пешкой», а ключевой фигурой этой газовой партии.

В недавнем интервью российским СМИ президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух подтвердил, что его страна рассматривает возможности использования природного газа из России в рамках проекта газопровода «Союз Восток».

Кроме того, стало известно, что «Газпром» и монгольская сторона подписали протокол результатов рассмотрения технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта строительства магистрального газопровода из России в КНР через территорию Монголии.

Улан-Батор в зоне экологического бедствия

Монголия должна стать надежным транзитным коридором для поставок российского газа в Китай. Невысокое текущее потребление газа монгольским населением могло бы стать сдерживающим фактором для «Газпрома» в развитии данного проекта, но тенденция к росту потребностей в голубом топливе в стане потомков Чингисхана есть.

В своих ежегодных отчетах Улан-Батор фиксирует ряд важнейших энергоресурсов страны: угль, нефть, солнечную и ветряную энергию. Однако статистика Монголии подтверждает неоспоримый факт — спрос на энергию в данной стране растет стабильно, показывая прирост в 5% ежегодно, сообщил «Эксперту» главный редактор отраслевого портала «Геоэнергетика.ru» Борис Марцинкевич, добавив, что цифры, на самом деле, внушительные. 

При этом, согласно данным местной переписи, около четверти городского населения Монголии продолжают жить в традиционных юртах, которые оборудованы крайне неэкологичными печами на твердом топливе.

Далекими от провозглашенного в Европе «зеленого курса» остаются и местные электростанции. На монгольской территории отсутствуют конденсационные станции, тепловая генерация представлена угольными ТЭЦ (985 МВт) и дизельными электростанциям (58 МВт). Мощность гидроэлектростанций составляет менее 30 МВт.

Таким образом, уровень загрязнения в крупных населенных пунктах Монголии, в частности — в самой столице, становится запредельным. Можно сказать, что Улан-Батор находится в этом плане в бедственном положении. Каждую зиму в городе наступает «дымовой коллапс». От последствий токсичного смога, который может держаться месяцами, болеют и умирают люди.

Байкал в обмен на газ

Снизить долю угля в общем объеме потребления Монголией первичной энергии, которая практически ежегодно остается на показателе около 60%, можно за счет более чистых источников — возобновляемых или газа. Но если во втором случае ресурсы в стране попросту ограничены, то использовать первый вариант не позволяет возможность экологического конфликта интересов с РФ. 

«Уже 4 года полностью готов проект строительства гидроэлектростанции на Селенге — одном из крупнейших притоков Байкала. Кроме того, данный проект имеет гарантию финансирования со стороны Всемирного банка. Но все эти годы Монголия не занимается данным проектом, понимая, что может быть причинён вред экологии России. Найти другую страну, которая будет также относиться к нашим нуждам, достаточно сложно», — отметил Брис Марцинкевич.

Таким образом, в схеме экологизации Монголии остается лишь газ. В силу удаленности прочих поставщиков, здесь альтернативы РФ нет. Как иронично заметил эксперт, поток голубого топлива России в Монголию стоит направить хотя бы из чувства благодарности за Байкал.

Транзит на выгодных условиях

На данный момент известно, что планируемая итоговая мощность «Силы Сибири — 2» — 50 млрд кубометров газа в год. И большая часть поставок будет ориентирована на китайский рынок. Однако, как заметил, комментируя «Эксперту» ситуацию, ведущий аналитик Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, с учетом небольшого пока потребления, для Монголии не потребуется дорогостоящее строительство большой газотранспортной системы.

 

 

«Сила Сибири — 2» будет способна покрыть текущие потребности Улан-Батора в 1 млрд кубометров. От России не потребуются ни сверхплановое «расширение трубы», ни значительные дополнительные вложения в проект.

«Плюс всегда можно договариваться по выгодным условиям транзита и ценам на поставляемый газ. Например, рассчитываться с Монголией за транзит поставками топлива. По схожей схеме до 2020 года шел расчет с Польшей по поставкам по газопроводу «Ямал — Европа», — напомнил Игорь Юшков.

Между тем, согласно методологии прогнозирования электропотребления от ИСЭМ СО РАН, при учете газификации страны доля потребления газа, в том числе — сжиженного, в Монголии с 2,2 млрд кубометров в 2025 году может вырасти до 5,7 млрд кубометров в 2050 году.

Если поставки СПГ из Китая в 2018 году, по красивому выражению экспертов, символизировали «рождение газовой инфраструктуры Монголии», то поставки из России трубопроводного газа ознаменуют ее выход на новый уровень. Если не из пешек в ферзи, то, по крайней мере, в статус значимой в силу своей позиции фигуры.

Таким образом, выгода «Газпрома» от взаимодействия с Монголией очевидна. В случае реализации «Силы Сибири — 2», компания получит удобный и дешевый транзитный коридор, а также новый растущий рынок сбыта, готовый к сотрудничеству и с экологической, и с экономической точек зрения.

Автор: Екатерина Кобиц

Источник: Expert.ru, 01.02.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики