Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > НАТО возрождает газопровод Midcat «ради независимости от России»

НАТО возрождает газопровод Midcat «ради независимости от России»

Эксперты объяснили, почему проект НАТО Midcat не заменит «Северный поток — 2»

НАТО хочет попробовать заменить «Северный поток — 2» новым газовым интерконнектором Midcat — он должен связать Каталонию с Францией. Эксперты уверены, что мощность трубы не позволит компенсировать поставки от «Газпрома». К тому же, проект, скорее всего, заблокирует ФРГ, которая не захочет потерять миллиарды евро от транзита российского газа. 

НАТО заинтересовалось газом

Руководство НАТО всерьез обеспокоилось зависимостью европейских стран от поставок российского газа. Теперь даже в военном альянсе придумывают возможные варианты, которыми можно заменить топливо от «Газпрома». Один из них — строительство нового газового интерконнектора Midcat. Он должен соединить испанскую Каталонию с Францией, сообщает испанское издание la Vanguardia.

По задумке руководства НАТО, трубопровод (построить его предлагали еще в 2019 году) должен сделать независимыми страны Центральной Европы от российской газотранспортной системы, которая включает в себя два «Северных потока». Как отмечают авторы материала, три года назад правительства Франции и Испании уже заблокировали эту идею. Причиной стала низкая рентабельность проекта, поскольку традиционные углеродные источники энергии стали быстро заменяться возобновляемыми.

Однако ситуация может кардинально измениться благодаря тому, что Еврокомиссия временно признала «зелеными» газовую и атомную генерации. Теперь многое будет зависеть от главной экономики Евросоюза — Германии. Ее промышленность заточена под поставки российского топлива, утверждает испанское издание. Тем не менее, речь не идет о полном замещении газовых транзитов двух ниток СП-2 — Midcat сильно уступает мощностями проекту «Газпрома».

Цена вопроса

Строительство Midcat будет не сильно дешевле того же трубопровода Baltic Pipe, стоимость которого оценивается примерно в €1,7 млрд. По своей цене труба будет сопоставима с интерконнектором между Польшей и Литвой (стоимость трубопровода GIPL составила примерно €500 млн). Но из-за финансового кризиса в ЕС реализовать Midcat будет сложно.

По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, стратегия Испании и Франции по поиску денежных средств будет во многом напоминать попытки Польши, которая неоднократно использовала для строительства балтийского трубопровода помощь от ЕС. Однако с признанием атомной и газовой генераций «зелеными» Мадриду и Парижу будет проще добиться поддержки от европейских властей.

«Многие европейские страны сейчас просекли историю, что под предлогом снижения зависимости от российского газа можно реализовать те проекты, которые раньше пробуксовывали.

Midcat — очередная попытка под шумок взять деньги из фондов ЕС. Любимый прием Польши, которая четыре раза получала еврогранты для Baltic Pipe (в 2019 году Евросоюз выделил порядка €215 млн — «Газета.Ru»)», — отметил Юшков.

При этом он предположил, что испано-французский интерконнектор создается в основном из-за желания Мадрида стать крупным европейским СПГ-хабом. Для этого у страны есть необходимая инфраструктура, в том числе терминалы для приема сжиженного газа.

«Испанцы хотят стать входными воротами для СПГ в ЕС. Местные терминалы сейчас простаивают, их надо возвращать к жизни. При таком раскладе Мадрид сможет получать миллионы евро за регазификацию и топливный транзит. Но это все глупо, ведь у той же Франции есть свои СПГ-терминалы. Какой смысл гнать потоки через Испанию — совершенно непонятно», — резюмировал аналитик.

Midcat — не конкурент СП-2

Сейчас главный поставщик газа в Испанию — Алжир. До 2021 года североафриканская страна направляла топливо на юг Европы через два ключевых коридора. Однако в ноябре 2021-го произошел конфликт между Алжиром и Марокко. Он закончился полным разрывом дипломатических связей между государствами. Сегодня газовая связь между Северной Африкой и Испанией держится только за счет прямого маршрута из Алжира в Марокко, подчеркнул Юшков.

«Пропускная мощность прямого трубопровода по маршруту Алжир-Марокко-Испания составляет примерно 15-18 млрд кубов. Midcat может добавить к этим объемам еще 7-10 млрд. Но это все равно будет вдвое меньше мощностей «Северного потока — 2», — отметил эксперт.

В свою очередь, замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что изначально в 2019 году проект Midcat рассматривался как один из вариантов переброски из Испании излишков СПГ и алжирского газа. Однако с тех пор поставки из Северной Африки на Юг Европы резко сократились. Возобновлять же работу над проектом сейчас было бы нелогично — неясно, откуда брать топливные излишки.

«В Испании стало гораздо меньше алжирского газа после отказа Алжира продлевать контракт на транзит через Марокко. Иными словами, Midcat не относится к реальным инструментам замещения российского газа, являясь всего лишь туманным прожектом», — объяснил Гривач.

Германия будет против

Единственным крупным энергетическим игроком ЕС, у которого нет собственных СПГ-терминалов, является Германия. Однако Берлину не нужны дополнительные потоки сжиженного топлива через Испанию — это может поставить под угрозу транзитные заработки ФРГ, которые зависят от поставок российского природного газа, подчеркнул Юшков.

«Германия — крупный газовый хаб ЕС. Половина от ежегодных объемов транзита «Северного потока — 1» проходит через Германию. СП-2 вообще полностью должен был стать для ФРГ транзитным. Берлин вряд ли захочет терять миллионы евро из-за планов НАТО по замещению российского газа», — отметил аналитик.

По этой причине даже в случае одобрения Еврокомиссией трубопровода Midcat, строительство нового интерконнектора между Испанией и Францией вряд ли повлияет на сроки сертификации «Северного потока — 2», добавил Юшков.

«Речь идет про совершенно иной регион Европы. Цели создания проекта — обезопасить ЕС на случай экстренных ситуаций, круглый год Midcat не будут использовать в отличие от того же СП-2. Испанцы будут гонять чужой газ в реверсном режиме, это никак не угрожает «Газпрому». Пусть трясут и осваивают бесплатные деньги Евросоюза, не нужно им мешать», — резюмировал эксперт.

Автор: Анатолий Акулов

Источник: Газета.Ru, 07.02.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики