Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго РФ в рамках «зеленой» повестки переведет общественный транспорт на водород

Минэнерго РФ в рамках «зеленой» повестки переведет общественный транспорт на водород

Министерство энергетики предложило перевести 10% автобусов России на водород к 2030 году. Как внедрение общественного транспорта на «зеленом» топливе отразится на стоимости проезда для конечного потребителя, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

За репутацию Минэнерго заплатят пассажиры

К водородному топливу в целом есть достаточно много вопросов, а если учитывать, что у нас в стране нет подобных технологий, то инициатива Минэнерго становится еще менее понятной, сообщил изданию ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«В прошлом году были представлены первые водоробусы, но сделаны все отечественные проекты на базе зарубежных технологий, а заводов по производству данного сырья в государстве и вовсе нет, как и понимания, из чего его лучше получать», – рассказывает Юшков.

Эксперт указывает на то, что главной проблемой в переводе общественного транспорта на такой вид топлива выступает его цена, которая в конечном итоге отразится на стоимости проезда для горожан. Альтернативы в виде автобусов на природном газе или электричестве обойдутся гораздо дешевле.

«Помимо высокой стоимости, водород обладает низкой стабильностью, что делает его менее безопасным, поскольку сырье может взрываться. Элекробусы тоже периодически загораются, но последствия от взрыва могут быть куда более серьезными», – констатирует Юшков.

Специалист считает, что инициатива Минэнерго в первую очередь подкреплена желанием заработать себе очков репутации в период глобального энергоперехода. Электрическим транспортом уже никого не удивить, поэтому приходится придумывать новые способы привлечения внимания.

Власти делают ставку на водород

Министерство энергетики РФ считает, что перевод 10% городского транспорта на водород создаст внутренний рынок потребления данного топлива в стране и поможет развитию сектора. Реализовать инициативу намерены к 2030 году, параллельно развивая необходимую заправочную инфраструктуру.

Проект стратегии развития водородной отрасли направлен на согласование в профильные ведомства и должен быть внесен в правительство до 10 марта текущего года. При этом ряд поставщиков техники уже высказался о том, что для регионов стоимость нового транспорта может стать неподъемной.

Концепция развития низкоуглеродной водородной энергетики до 2050 года была утверждена в августе 2021 года. Согласно документу, Россия должна занять не менее 20% мирового рынка водорода в течение обозначенного периода.

На сегодняшний день в мире практически нет производителей «зеленого» водорода, но к началу второй половины века этот рынок может достичь 122 млн тонн. Концепция, принятая Правительством РФ, подразумевает, что к этому времени государство будет экспортировать от 15 до 50 млн тонн сырья в год.

Развитие отрасли начинается с нуля

Проект развития инфраструктуры для водородного транспорта подразумевает строительство первых 100 заправочных станций к середине десятилетия. В последующие несколько лет их число должно удвоиться, а к 2030 году совокупное количество заправок в стране составит 700 штук.

В Минэнерго считают, что рынок водородного топлива обладает потенциалом, схожим с тем, что сейчас приносит экспорт природного газа. Однако, в отличии от сегмента электрического транспорта, отрасль на сегодняшний день не имеет каких-либо готовых решений.

По итогам 2021 года в России было продано 2,3 тысячи новых электромобилей, что в 3,1 раза превышает показатели предшествующего года. Отмечается, что продажи транспорта, работающего от аккумуляторов, в стране растут на протяжении последних пяти лет.

Спрос на элетромобили может замедлиться после того, как с 1 января 2022 года Евразийская экономическая комиссия отменила их беспошлинный ввоз в страны Евразийского экономического союза. Теперь при импорте таких машин в Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению придется платить налог в 15% от их стоимости.

Автор: Евгений Рюмкин

Источник: Экономика сегодня, 09.02.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики