Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Откуда берутся деньги на инвестиции в развитие "зеленой" энергетики

Откуда берутся деньги на инвестиции в развитие "зеленой" энергетики

Если сейчас запретить использование нефти, газа и угля в энергетике, промышленности и транспорте, то климатическую повестку и "зеленые" проекты окажется нечем оплачивать. Это во многом объясняет, почему активная борьба с ископаемыми источниками энергии ведется не через закрытие вредных производств, а посредством роста цен на ресурсы и создания искусственных барьеров для инвестиций в традиционную энергетику.

В США три банка из "высшей лиги" - Wells Fargo & Co., Citigroup и Morgan Stanley - уличили в кредитовании предприятий, связанных с добычей и переработкой ископаемого топлива с 2017 года. Общая сумма - 74 млрд долларов. Это повлечет за собой корректировку их ESG-рейтинга (экологическая, социальная и корпоративная ответственность). Для сравнения, в 2020 году только в проекты, связанные с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), которые в 2021 году показали свою полную несостоятельность как основной вид генерации, было вложено 303 млрд долларов.

Наиболее популярный инструмент давления на инвесторов - ESG-рейтинги, считает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. Компании, вкладывающие инвестиции в якобы "грязные" отрасли, включая нефтегазовый комплекс, рискуют понизить свой рейтинг и тем самым ухудшить не только свой имидж, но и условия привлечения финансовых средств.

Инвесторы хотят получать прибыль от вложений, а одной из самых перспективных для этого сфер по-прежнему считается традиционная энергетика и нефтегазовая отрасль. Снизить их привлекательность можно только искусственно, например, через ESG-рейтинги, что сейчас с успехом и делается.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, с одной стороны, это выгодно "зеленым", поскольку снижает привлекательность углеводородов как надежного и дешевого сырья. С другой, препятствует развитию нефтегазовой отрасли. С третьей, это высвобождает огромный массив средств, которые нужно куда-то вложить. Но сами по себе "зеленые" проекты экономически малопривлекательны, поэтому приходится их поддерживать через государственные программы и субсидии, что является для инвесторов гарантией возврата денег, поясняет эксперт.

Но здесь возникает вопрос: откуда берутся эти огромные деньги на инвестиции, программы и субсидии? Их источники - экономический рост, который обеспечивался дешевыми и доступными традиционными энергоресурсами, а также налоги, в том числе растущие сборы за углеродный след. Сами по себе ВИЭ без субсидий и регулирования рынка доходов не приносят и неконкурентоспособны. Причем сейчас, когда с экономическим ростом возникли проблемы из-за стоимости энергоносителей, кратно увеличиваются сборы и налоги с традиционной энергетики.

Фактически углеводородам предлагается самим рыть себе могилу, отмечает Симонов. За счет них обеспечивается конкурентоспособность "зеленой" энергетики и ее развитие. Но в итоге такая политика все сильнее бьет по конечным потребителям энергии. Пока это только рост цен. Но в дальнейшем, по мере увеличения дефицита углеводородов и вытеснения их с рынка, речь пойдет об ограничениях в доступе к энергии, считает эксперт.

Инвестиции в нефть и газ падают, а вместе с этим растут цены на них

Продвигается "зеленая" повестка наиболее активно в Европе, где запасов углеводородов почти нет. А ретранслируется она в том числе и на нашу страну, которая является одним из мировых лидеров по добыче и экспорту нефти, газа и угля, а российская экономика сильно зависит от них.

Экономически не оправданное форсирование энергоперехода (отказа от нефти, газа и угля в пользу ВИЭ) приведет к углублению расслоения между наиболее богатыми и наиболее бедными странами, отмечает Андрианов. Последние, не обладающие необходимыми технологическими и финансовыми ресурсами для развития новой энергетики, будут априори объявлены "грязными". Фактически речь идет о новой форме колониализма, но под "зеленым соусом".

Кроме того, развитие "новой энергетики" подразумевает огромные инвестиции, в том числе государственные. Эксперты международной консалтинговой компании McKinsey подсчитали, что на глобальный энергопереход миру потребуется 275 трлн долларов. Весь мировой ВВП в 2021 году составил 94 трлн долларов.

Есть немало желающих разделить этот финансовый пирог, считает Андрианов. И на этом фоне инвестиции в нефтегаз падают. В 2011-2015 гг. ведущие компании ежегодно вкладывали в геологоразведку в среднем 16 млрд долларов. В 2020 году этот показатель составил лишь 5 млрд. В результате снижается уровень восполнения запасов нефти и газа, возникает риск их дефицита и стремительного роста цен на энергоресурсы, что, собственно, мы уже наблюдаем. Агрессивная "зеленая" политика порождает риски энергетического голода, с которым мы можем столкнуться уже в среднесрочной перспективе, подчеркивает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 09.02.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики